Как развить хороший слух
Министр иностранных дел Норвегии Юнас Гар Стёре считается одним из самых компетентных руководителей нового правительства, общественный рейтинг его популярности превышает аналогичные показатели всех действующих политиков страны. Министра отличают глубина знаний, динамизм и умение слушать окружающих. Как показали события прошедшей среды, Юнас Гар Стёре хочет войти в современную норвежскую историю не только как умелый чиновник, но и как незаурядный реформатор. Одним из главных качеств руководителя, работающего на поприще внешней политики, должен быть хороший слух, считает глава норвежского МИДа. Он надеется, что перестроенная организация и новый стиль руководства позволит чиновникам петь по пути на работу.МИД, который строит Стёре23 марта, в первой половине дня более 500 чиновников министерства иностранных дел Норвегии были собраны в столичном кинотеатре Klingenberg чтобы узнать из первых уст информацию о предстоящей реформе организации. Поскольку мероприятие носило открытый характер, оно не могло ни привлечь представителей экспертного сообщества и средств массовой информации. Юнас Гар Стёре, как это принято на норвежских собраниях такого рода, подготовил презентацию своего выступления, теперь эти слайды доступны на официальном сайте правительства.
Как и следовало ожидать, Юнас Гар Стёре последовательно обрисовал картину предстоящих перемен, начав свое выступление с причин, вызвавших необходимость реформ МИДа. Главными основаниями для перестройки организации ее руководитель считает следующие:
- Политические договоренности между тремя правящими партиями, достигнутые во время формирования правительства парламентского большинства. "Правительство считает необходимым … модернизировать внешнеполитическое ведомство, сделав его открытой, динамичной и нацеленной в будущее организацией, аккумулирующей знания", - процитировал Стёре пассаж из документа, подписанного лидерами лейбористов, социалистов и центристов в октябре прошлого года.
- Результаты исследования, проведенного в МИДе, цель которого состояла в изучении "культуры производства" в организации.
- Жесткая и справедливая критика, которой прежнее руководство МИДа подверглось после трагедии, вызванной цунами в конце 2004 года.
- Выводы из отчета собственной рабочей группы.
- Опыт работы руководителей ведомства, в первую очередь – опыт самого нового министра.
- Результаты дискуссий, которые имели место в других организациях, компетентных в вопросах норвежской внешней политики.
Если вести частотный анализ внешнеполитических терминов, которые употребляет Юнас Гар Стёре в своих статьях и выступлениях, то, вероятно, самыми употребительными будут "возможности" и "вызовы". И на этот раз "новые возможности и вызовы" в изложении министра также стали побудительными факторами для реформирования МИД. Здесь уместно сделать еще один филологический экскурс для того, чтобы лучше понять, на что нацелены начавшиеся реформы. Министр Стёре неоднократно употребил в своем выступлении словосочетание kunnskapsorganisasjon, которое адекватно перевести на русский язык не так просто. Кunnskap в переводе с норвежского означает "знание", а слово "организация" понятно и без перевода. Мы позволили себе употребить в качестве эквивалента понятие "организация, аккумулирующая знания", поскольку МИД по определению не может быть научно-исследовательским ведомством или предприятием, основанным на "экономике знаний". Тем не менее, нам кажется очевидным, что министру знакомы современные исследования, посвященные менеджменту предприятий и внедрению на производстве достижений научно-технической революции.
По мнению Стёре, реформированный МИД должен уметь решать важные политические проблемы, отличаться профессиональным управлением и стать сильным центром, который объединит экспертов и профессионалов в вопросах внешней политики Норвегии. Вот какой диагноз поставил сам Стёре сегодняшнему внешнеполитическому ведомству: "МИД характеризуется большой компетентностью, но одновременно отличается слабой руководящей структурой с невнятными должностными обязанностями. С этим нам следует что-то делать. МИД должен превратиться в организацию, аккумулирующую знания, в которой информация циркулирует, а не застревает в лифте, и где голос каждого сотрудника был бы услышан". Стёре очень хорошо понимает, что одно лишь "рисование прямоугольников" с функциональными обязанностями руководителей и сотрудников не способно обеспечить качественные изменения в работе столь ответственного органа как МИД. "Всегда помните: управленческая структура – это только предпосылка к выполнению задач министерства, тогда как культура производства и рабочая атмосфера – это главные факторы, которые должны измениться", - такова была надпись на одном из слайдов презентации.
Сокращение управленческой структурыВ новом министерстве останется пять ключевых департаментов: безопасности и соседних стран, миротворчества и гуманитарной помощи, региональных вопросов и развития, правовой. Руководители этих пяти департаментов вместе с руководителем департамента коммуникаций и заместителем министра войдут в так называемую "стратегическую группу". Среди важных новаций – сокращение двух из трех должностей заместителей министра и объединение департамента прессы и культуры с протокольным отделом. Объединенный департамент получит название "оказания услуг и связи с населением". Под оказанием услуг подразумевается необходимость большей открытости для прессы и всего населения страны.
Газета Aftenposten, вышедшая 23 марта, так охарактеризовала глубину реформ, затеянных в норвежском МИДе: "Внешняя политика не претерпит изменений, но орган, ответственный за ее проведение, собираются реформировать столь кардинально, что от сегодняшнего МИДа останется чуть ли не одно название. Потому что теперь на Площадь 7 июня, где размещается это учреждение, мощно ворвалась революция". Устоявшуюся структуру министерства основательно порушат, пишет далее газета. Некоторые из старейших и влиятельнейших отделов предлагается просто-напросто упразднить, а другие получат новые функциональные обязанности и обретут новые названия. В довершении к этому министр иностранных дел организует себе компактную стратегическую группу руководителей, своего рода руководство концерна, как он сам ее охарактеризовал. В группу войдет 10 человек. Стёре заявил вчера в своем выступлении, что он представляет руководителям большие права. Это должно, среди прочего, означать стремление к изменениям и открытость к восприятию других точек зрения, руководящие сотрудники МИДа должны быть готовы поделиться информацией, уметь делегировать полномочия и увлекать за собой других. Работники МИДа не привыкли к таким руководителям, полагает Afneposten. Из выступления Стёре следовало, что для некоторых департаментов реформа будет проходить болезненно, но акцентировал внимание на том, что работники МИДа привыкли к переменам.
Головы не полетятСтёре заявил, что в результате реструктуризации ни одному из служащих не придется уйти. "Места хватит всем", - пообещал министр и подчеркнул, что не предлагает сокращения штатов. Однако он не делал тайны из того, что многие департаменты и подразделения получат в результате реорганизации новых сотрудников. За кадром осталось то, что после пертурбаций многие сегодняшние начальники больших и малых подразделений рискуют потерять свои должности, когда новые реформированные департаменты обретут своих новых руководителей, полагает Aftenposten.
Министр иностранных дел Юнас Гар Стёре считает себя подготовленным к масштабной реорганизации внешнеполитического ведомства, заключающейся в построении более простой управленческой структуры с широким делегированием полномочий, - так прокомментировал 24 марта начавшуюся реформу МИД сетевой ресурс Siste.no. Стёре намерен сократить бюрократическую пирамиду, требует более слаженной работы внутри министерства и заявляет, что критерием выбора руководителей впредь станут лидерские качества. Последний тезис прозвучал наиболее сенсационно, но министру необходимо было донести его до своих сотрудников. Министерство, которое хочет создать Гар Стёре, представляется своего рода современной организацией, аккумулирующей научные знания, где работникам созданы все условия для раскрытия своих талантов.
Над МИДом пронесся цунамиДолжна была случиться трагедия и произойти смена правительства, чтобы министр иностранных дел взял на себя ответственность за реорганизацию внешнеполитического ведомства и попытался сделать что-то существенное для изменения самой культуры организации, пишет Site.no. Парламентская комиссия Яна Рейноса (Jan Reinås), которая анализировала действия властей во время катастрофических последствий цунами в Юго-восточной Азии в конце 2004 года, вскрыла слабую работу департаментов МИД. Комиссия выявила слабость управления, недостатки в организации, отсутствие необходимой техники и вспомогательного оборудования, которые, в конце концов, парализовали работу министерства иностранных дел и не позволили оказать действенную помощь сотням норвежцев, ставших жертвами цунами.
Самой главной проблемой, как выявила комиссия, была иерархическая система управления министерством и неспособность руководства принять быстрые и правильные решения. Бывший министр иностранных дел Ян Петерсен (Jan Petersen) сделал попытку оправдать действия министерства масштабом катастрофы, однако проведенный разбор действий чиновников привел к однозначному выводу комиссии: норвежское внешнеполитическое ведомство не было готово и к катастрофе меньшего масштаба.
Внешнеполитические службы Норвегии не считали своей главной целью оказание помощи своим гражданам, попавшим в трудное положение за рубежом. Они должны будут впредь проявлять больше внимания к нуждам норвежцев, но не пытаться заменять собой туристические бюро. Во время презентации своего выступления Юнас Гар Стёре посоветовал всем выезжающим за рубеж приобретать страховой полис путешественника.
Катастрофа выявила слабости в организации министерства, и последующая дискуссия касалась внутренней культуры, отпечаток на которую наложили обособленность, кумовство и боязнь дополнительной ответственности, пишет популярный норвежский сетевой ресурс. Именно с культуры производства Юнас Гар Стёре собирается начать коренную перестройку. Новая организация, аккумулирующая знания, вступила в начальный период этой перестройки. Следующие шаги будут предприняты в ближайшие месяцы. Спокойствие в учреждении на Площади 7 июня в Осло наступит еще очень нескоро, заключает Siste.no.
Умение слушать и петьЧтобы голос каждого сотрудника организации был услышан, руководство ведомства должно уметь слушать – такой нехитрой формулой можно попытаться описать пафос выступления норвежского министра. В своем выступлении министр не приводил аналогий со слаженным симфоническим оркестром, где хорошо слышны голоса не только первой скрипки и духовых инструментов. Вместо этого он использовал другую аналогию, которую посчитал необходимой привести на последнем слайде своей презентации: "Работники МИДа должны петь по пути на работу". С министром вполне можно согласиться, но газета Nordlys предпочла съязвить, отметив, что занятые пением чиновники во всяком случае не смогут произносить ругательства в адрес своего руководителя.
Адрес статьи в Интернете:
http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2463