Кто-то любит погорячее
17 и 24 января норвежская государственная телерадиокомпания NRK показала две передачи из цикла программ "Горячий сюжет" (Brennpunkt), посвященные одному и тому же явлению – незаконному промыслу трески в Баренцевом море. Первая передача называлась "Цель - "Электрон", а вторая – "Черная рыба – белые деньги". Профессиональное журналистское расследование, ряд сенсационных утверждений, озвученных в программе, а также последующие заявления властей позволяют надеяться на то, что для рыбной мафии по обе стороны российско-норвежской границы настанут горячие денечки. Клан "Сопрано"-2В сентябре 2004 года мы уже писали о программе "Горячий сюжет" и браконьерах Баренцева моря. В статье "Российско-скандинавский "клан Сопрано" (http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=1661) рассказывалось о передаче "Рыбные воры"; норвежским журналистам удалось тогда показать, как норвежские компании участвуют в нелегальном промысле вместе с российскими судами. "Рыбные воры" получила первый приз за лучшую публицистическую передачу, однако о каких-либо громких делах, заведенных в отношении "героев" программы, до сих пор не слышно.
Теперь журналисты NRK вместе с сотрудниками Директората по рыболовству смогли обнаружить еще несколько скандинавских компаний, уличенных в покупке нелегально выловленной рыбы – норвежскую Drevik International, датскую Kangamiut Seafoods и шведскую Findus. Как выяснилось, Drevik International приобретала треску у ставшего знаменитым траулера "Электрон", а две другие компании закупали улов у фрахтовых судов, ходящих под "удобными" флагами.
Нелегальный промысел трески, т.е. промысел сверх установленных Россией и Норвегией квот, составляет по разным оценкам около 100 000 тонн в год. Объем допустимого улова трески на 2006 год для обеих стран составляет 492 000 тонн, т.е. сверх общей квоты России и Норвегии вылавливается почти пятая часть "золотой рыбки" Баренцева моря. Рыночная стоимость браконьерского улова превышает 1 миллиард норвежских крон. За рыбной мафией стоят очень большие деньги и очень серьезные интересы.
"Электронный" следНа этой неделе стали известными некоторые сенсационные детали преследования норвежскими кораблями береговой охраны судна "Электрон". Во-первых, неудавшийся арест судна был не спонтанной, а тщательно спланированной акцией. Береговая охрана Норвегии в течение нескольких месяцев следила за траулером и фиксировала, среди прочего, смену его названия, которое произвели судовладельцы. Задержание планировалось произвести в тот день и час, когда доказательства нелегального промысла были бы, с точки зрения норвежцев, абсолютно бесспорными.
Во-вторых, корабль береговой охраны "Трумсё" собирался выстрелить так называемыми "холодными" гранатами по борту российского траулера во время погони. Газете Nordlys, однако, удалось узнать из хорошо информированного источника, что орудие на корабле дало осечку. Капитан Валерий Яранцев ранее утверждал, что орудие на корабле "Трумсё" четыре раза поворачивалось в сторону судна, однако норвежские власти отрицали возможность применения силы против российского судна. Командующий силами береговой охраны Гейр Усен (Geir Osen) не пожелал подтвердить или опровергнуть эту информацию. "Когда дело касается выбора того или иного средства, применяемого в различных ситуациях, а также уровня, на котором принимается решение, - мы не комментируем такого рода информацию", - заявил коммодор Усен газете Nordlys. Так называемые "холодные" гранаты не содержат взрывчатых веществ, но могут, тем не менее, нанести серьезные повреждения в случае попадания в судно. Несколько ранее сообщалось, что к операции задержания судна были привлечены силы спецназа ВМС Норвегии, однако вертолет с командой морских пехотинцев не смог долететь до цели.
"Плутонас" в кильватере "Электрона""Горячий сюжет" поведал о том, что "Электрон" был не единственным российским судном, не подчинившимся приказам кораблей береговой охраны Норвегии. Грузовое судно "Плутонас" не остановилось и ушло от кораблей береговой охраны Норвегии 20 декабря прошлого года; норвежские власти считают, что на борту судна находилась незаконно выловленная рыба. "Мы хотели проконтролировать груз, пытались подойти ближе к судну, чтобы оно изменило курс, хотели высадиться на судне с помощью легких плавсредств, подавали световые сигналы – все говорит о том, что это была серьезная ситуация", - заявил командующий группировкой "Юг" сил береговой охраны Эдвард Винтер-Юхансен (Edvard Winter-Johansen).
В тот раз корабли береговой охраны не применили силу против "Плутонаса" поскольку не были уверены, что улов, который был на борту судна, являлся незаконно выловленным. Фрахтовое судно последовало курсом на Англию, а силы береговой охраны сопровождали судно более суток и требовали его остановки. "Приказ остановиться был отдан несколько раз, и у команды судна не было сомнений, что мы хотим осмотреть груз, который находился в трюме", - продолжал Винтер-Юхансен. Командующий силами береговой охраны Гейр Усен заявил о том, что сопровождение судна "завершилось весьма необычным образом". "Мы очень разочарованы тем, что наших инспекторов не допустили на борт "Плутонаса", - заявил Гейр Усен.
Судно с 1000 тонн трески на борту проследовало в один из английских портов, где три дня стояло под разгрузкой. Журналисты NRK вместе с представителями Директората по рыболовству сняли на видео процесс приема груза и сумели проследить путь рыбы до фирмы-закупщика. В порту был произведен только санитарный контроль продукции, какими-либо документами о происхождении трески никто не интересовался. Норвегия пока не подписала со странами Евросоюза договоров о предотвращении закупок рыбы, выловленной сверх установленных квот.
Хельга Педерсен: "Я, мягко говоря, не согласна"Объединение рыбаков-судовладельцев Норвегии полагает, что ситуации, подобные произошедшей, когда береговая охрана не смогла остановить судно, дает зеленый свет русским судам на возможность продолжения нелегального лова. Руководитель объединения Сигурд Тейге (Sigurd Teige) считает, что заключенный тридцать лет назад норвежско-российский договор о промысле в Баренцевом море должен быть расторгнут. "Необходимо выдворить русские суда из норвежской зоны", - заявил Тейге.
"Мягко говоря, я не согласна с профсоюзом рыбаков-судовладельцев, когда они говорят о необходимости расторжения договора с Россией о рыбной ловле", - заявила министр рыболовной промышленности Хельга Педерсен газете Fiskaren. "Поголовье трески в Баренцевом море находится в хорошем состоянии. Мы не собираемся ставить вопрос о выходе из соглашений. Ответом на нелегальный промысел должно стать усиление международного сотрудничества, а не его ослабление", - заявила министр.
"Мы собираемся усилить контроль на берегу в европейских портах. Именно там нужно организовать охоту на браконьеров, чтобы незаконный улов не мог дойти до покупателя", - продолжала Хельга Педерсен. Она посетовала на то, что до сих пор не заключены двусторонние договоры с Испанией и Португалией, но заявила о том, что работа в этом направлении осуществляется. "Мы ищем возможности заключения договоров с Испанией и Португалией и работаем над проектом договора, который распространялся бы на всех членов Евросоюза". Пожалуй, впервые на столь высоком уровне прозвучал сигнал о необходимости совместных усилий всех стран в борьбе международной рыбной мафией.
Хельга Педерсен была также против предложений о запрете прохода фрахтовых судов через норвежские территориальные воды и отгрузки рыбы российскими судами в портах Норвегии. "Запрет прохода судов противоречит морскому праву. Однако мы договорились, что рыба должна перевозиться только норвежскими или российскими судами. Отгрузка рыбы в норвежских портах должна быть закрыта для преступных элементов, а не для тех, кто промышляет законным образом", - заявила министр.
Россия поддерживает НорвегиюЕще одной сенсацией показанных передач стали известия о сотрудничестве российских и норвежских сторон в противодействии нелегальному промыслу. Без упреков, правда, не обошлось: в первой передаче говорилось о семидесяти безответных обращениях норвежской стороны относительно фактов перелова российскими судами. Однако во второй передаче были продемонстрированы документы, полученные от российских властей, помогающие выйти на скупщиков краденного. Один из сотрудников правоохранительных органов Мурманска подтвердил, что покупателем нелегальной трески является, в числе других, датская компания Kangamiut Seafoods.
В передаче "Черная рыба – белые деньги" был также показан фрагмент любительского видеофильма, снятого российским моряком с помощью мобильного телефона. Фильм явился доказательством нелегальной перевалки рыбы на грузовое судно "Лангуст". Согласно двусторонним договоренностям, перевалка рыбы в Баренцевом море разрешена только на суда, ходящие под флагами России и Норвегии. "Лангуст" ходит под "удобным" флагом Камбоджи, т.е. зарегистрирован в оффшорной зоне. Если оффшорные суда находятся в нейтральных водах, то они не могут быть досмотрены норвежским и российскими кораблями береговой охраны. Чаще всего именно в нейтральных водах и производится незаконная перевалка трески.
Российский моряк тем самым боролся с незаконным промыслом с риском навлечь на себя репрессии или даже потерять работу. Будем надеяться, что среди россиян будет расти понимание того, что браконьерство угрожает оставить будущие поколения без самой ценной рыбы Баренцева моря.
13 февраля на переговоры в Москву приезжает Хельга Педерсен, четырьмя днями позже в российскую столицу прибудет министр иностранных дел Юнас Гар Стёре. Оба высокопоставленных функционера будут обсуждать со своими российскими коллегами проблемы сотрудничества в области освоения и охраны рыбных ресурсов. Есть основания полагать, что норвежцы выступят с новыми предложениями, направленными на борьбу с нелегальным промыслом. Их усилия могут найти понимание с российской стороны, если стрелы будут обращены не только в исполнителей, но и в заказчиков преступного бизнеса.
Адрес статьи в Интернете: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2380