Белоснежка против Длинного Змея
Возобновившиеся норвежско-российские переговоры о делимитации морской границы в Баренцевом море заставляют еще раз оценить проблемы двухстороннего сотрудничества в нефтегазовой сфере. 16 сентября этого года ОАО "Газпром" озвучило список возможных участников консорциума разработчиков Штокмановского газоконденсатного месторождения. В "список Миллера" попали пять компаний: норвежские Statoil и Norsk Hydro, французская Total и американские ConocoPhillips и Chevron Texaco. Руководитель "Газпрома" заявил, что окончательный состав консорциума разработчиков Штокмана будет включать "две-три компании". Имена победителей "Газпром" обязался назвать не позднее первого квартала 2006 года. Поскольку обе норвежские компании обладают значительным опытом и передовыми технологиями добычи углеводородов на морском шельфе, попадание хотя бы одной из них в консорциум весьма вероятно.
Из варяг в янки Расположенное в центральной части Баренцева моря Штокмановское месторождение - крупнейшее в мире. Его разведанные запасы газа составляют 3,2 трлн кубометров, оно способно обеспечивать добычу газа в таком объеме, как все норвежские месторождения вместе взятые. По оценкам аналитиков нефтегазового рынка, разработка Штокмана позволит удовлетворить рынок США - самый большой и быстрорастущий в мире.
Освоение Штокмановского месторождения требует порядка 15-20 млрд долларов. Для реализации столь дорогостоящего и технически сложного проекта создается консорциум с привлечением иностранных предприятий, в котором "Газпрому" будет принадлежать 51% акций. Как Statoil, так и Norsk Hydro потратили много усилий, чтобы стать участниками консорциума. Норвегия является мировым лидером в разработке новых добывающих технологий, имея за плечами 30-летний опыт добычи нефти и газа на морском шельфе. Кроме того, в активе у норвежских компаний реализация проектов, по сложности сопоставимых со Штокманом. Полигоном для внедрения новаций в Арктике стали месторождения Сневит (Snшhvit - "Белоснежка"), самый крупный пакет акций которого принадлежит Statoil, и Ормен Ланге (Ormen Lange - "Длинный Змей", корабль норвежского короля Олава Трюгвасона) - его генеральным подрядчиком является Norsk Hydro. В обоих проектах ведется строительство подводных трубопроводов для доставки газа на побережье.
И на Сневит, первом норвежском месторождении в Баренцевом море, и на Ормен Ланге добыча топлива будет осуществляться бесплатформенным способом, поскольку газовые пласты залегают на значительных глубинах. Из Ормен Ланге природный газ по трубе пойдет в Великобританию. Этот подводный газопровод станет самым протяженным в мире. В рамках проекта Сневит Statoil начал строительство первого в Европе завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Предприятие располагается на специальном судне вблизи острова Мелькойа, рядом с городом Хаммерфест. После завершения строительства завода из Хаммерфеста ежегодно будут отправляться 70 судов со сжиженным газом. Statoil купил часть активов регазификационного терминала Cove Point в американском Балтиморе, чтобы доставленное в виде СПГ топливо преобразовывать в "обычный" природный газ. Помимо контрактов с Соединенными Штатами имеются договоренности о поставке СПГ в Испанию. Производство сжиженного газа на месторождении Сневит предполагалось начать в 2006 году.
Передовые технологии Природно-климатические условия на Сневит и Ормен Ланге позволяют говорить о возможности использования норвежских технических новаций при освоении Штокмана. Самые большие трудности, связанные с добычей на Штокмановском месторождении, - холод и ледники. Зимой вес отдельных ледников достигает 1,2 млн тонн, эти глыбы касаются дна на глубине 350 м. В таких местах необходимо создавать подводные резервуары природного газа. Когда температура воды в море опускается до -2°С, газ может замерзнуть в трубопроводе. На месторождениях Сневит и Ормен Ланге эта проблема решается закачиванием в трубопровод специального антифриза, однако реализация такого метода на Штокмане, отстоящем от берега на 550 км, практически исключена. Statoil и Norsk Hydro - компании, обладающие эксклюзивным опытом подводного разделения фракций топлива. В рамках пилотного проекта на месторождении Тролль с помощью специального оборудования из проходящего потока выделяется жидкость и закачивается обратно в резервуар. Аналогичные операции будут выполняться на месторождении Ормен Ланге.
Другая важнейшая норвежская технология - подводные компрессоры. После нескольких лет добычи на месторождении необходимо поддерживать падающий уровень давления газа. Увеличение давления на месторождении Тролль обеспечивается с платформы, а на Ормен Ланге и Сневит будет применяться другой способ. На Ормен Ланге установка подводных компрессоров компанией Norsk Hydro планируется на 2014 год. Поскольку такие компрессоры требуют значительной электрической мощности (десятков мегаватт), норвежские предприятия разработали уникальные технологии построения электрических цепей. Ни французская Total, ни американские нефтяные гиганты ConocoPhillips и Chevron Texaco такими технологиями не обладают. В статье "Норвежский путь к Штокману", опубликованной 21 ноября этого года в издании Teknisk Ukeblad, бывший руководитель Statoil Арве Юнсен высказал убеждение, что, владея уникальными технологиями, опробованными в арктических условиях, обе норвежские компании станут участниками разработки Штокмана.
Необходимо отметить, что норвежские технологии добычи нефти и газа на шельфе основаны на соблюдении строгих норм экологической безопасности. Эти нормы Норвегия желает распространить и на российскую часть Баренцева моря.
Локомотив Штокмана
"Норвежские компании имеют 30-35-летний опыт разработки нефтяных и газовых месторождений. Они создали самые передовые в мире технологии", - заявил руководитель МИД России и выразил желание видеть Statoil и Norsk Hydro среди главных разработчиков Штокмана
|
К участию в Штокмановском проекте норвежские компании подталкивает не только стремление к сохранению окружающей среды Севера. Для бизнесменов и политиков Норвегии не является секретом тот факт, что запасы нефти и газа в Северном море истощаются и уже в ближайшей перспективе страна не сможет сохранить достигнутый объем экспорта. Для поиска новых мест добычи нужно идти на север, однако наиболее перспективные месторождения находятся либо в российской части Баренцева моря, либо в спорной зоне. Недавно правительство Норвегии выставило на лицензионный конкурс 19 новых участков в норвежской части моря, но ни один из международных нефтегазовых гигантов не заинтересовался предложением. "Инвестиционные риски слишком высоки", - считают в компании ExxonMobil, которая также участвовала в конкурсе на разработку Штокмана, но не попала в "короткий список". Мнение ExxonMobil разделяют BP, Shell и Total; французская компания считает целесообразным ограничить свое присутствие в норвежской части Баренцева моря только проектом Сневит.
В этих обстоятельствах Норвегия делает все возможное, чтобы закрепить свое экономическое участие в разработке российских месторождений и подписать выгодный договор о проведении морской границы в Баренцевом море. Недавно руководитель представительства Statoil в России Кристофер Маро заявил, что компания рассматривает Россию как важнейший после Норвегии регион добычи углеводородов.
"Мы планируем добывать к 2020 году в России 5-10 млн тонн нефти в сотрудничестве с местными компаниями", - заявил Маро. Он отказался назвать имена потенциальных партнеров, но отметил отличные отношения Statoil c "Роснефтью" и "Газпромом". "Штокмановский проект настолько значителен, что может усилить Statoil и Norsk Hydro в международной торговле СПГ. Совместная разработка месторождения означает начало сотрудничества двух стран на норвежском и российском континентальных шельфах, и это сотрудничество не будет ограничено добычей в собственных интересах", - полагает заместитель директора Института им. Фритьофа Нансена Арилль Му.Statoil с русским акцентом "Конечно, участие норвежцев в добыче газа на русском шельфе - самая важная задача. Но мы надеемся также на дальнейшее развитие транспорта и логистики: этого очень хотелось бы жителям Хаммерфеста и Киркенеса", - таково мнение лидера профсоюза работников нефтегазовой промышленности на месторождении Сневит Арвида Йенсена. Мнение Йенсена разделяют и в компании Statoil. "Подобные проекты дают импульс для значительного подъема промышленности на всем побережье страны - от границы с Россией до Линдеснеса", - заявил начальник информационного департамента компании Statoil Сверре Койедал. Он подчеркнул, что эти планы рассматривают ресурсы Баренцева моря как общий норвежско-российский источник развития производственной инфраструктуры. "Это будет "европейский маршрут" для транспортировки русского газа из северных районов, когда норвежские месторождения в Северном море будут выработаны в ближайшие 15-20 лет", - отметил Койедал. Вместе с введением в строй новых трубопроводов появляется возможность для производства СПГ из российского газа. На Мелькойа уже выбрано место для расширения производства в случае, если строительство третьей очереди станет актуальным. Statoil считает возможным обменять часть своих активов в месторождении Сневит и терминале Cove Point на 25% акций будущего Штокмановского консорциума.
Чтобы закрепить успехи на российском направлении, Statoil разработала русскую версию своего интернет-сайта.
Просчет Statoil Событие, о котором пойдет речь дальше, так и не получило отражения на русских страницах сайта компании. Вечером 15 сентября, накануне оглашения "короткого списка" "Газпрома", генеральный директор Statoil Хельге Лунд на специально созванной пресс-конференции сделал сенсационное заявление. Руководитель компании объявил о срыве сроков работ на месторождении Сневит и необходимости дополнительного многомиллиардного финансирования проекта.
Совет директоров компании был проинформирован о том, что стоимость реализации проекта составит 58,3 млрд норвежских крон (примерно 8,7 млрд долларов), тем самым превысив планировавшиеся затраты на 7 млрд. По сравнению с первоначальным планом, составленным в 2001 году, общие расходы выросли на 18,8 млрд крон, или почти на 2,9 млрд долларов. Согласно новым оценкам, добыча газа на месторождении начнется в июне 2007 года, а регулярные поставки СПГ будут осуществляться с декабря 2007 года (на восемь месяцев позже, чем заявлялось ранее). "Проект Сневит столкнулся с трудностями с самого начала реализации, главным образом из-за того, что оказался недостаточно проработан к моменту, когда было принято решение о его запуске в 2001 году", - заявил Хельге Лунд. И продолжил: "Уточненная оценка затрат и хода выполнения работ показала, что контроль за проектом был недостаточным и мы не смогли быстро устранить выявленные несоответствия. Statoil вынужден пойти на принятие срочных мер, чтобы гарантировать реализацию проекта в точном соответствии с требованиями эффективности и безопасности".
Среди важнейших причин, повлиявших на срыв сроков, Лунд назвал задержки в проектировании, недостаточное качество оборудования, поставляемого из континентальной Европы, приведшее в том числе к затягиванию работ на острове Мелькойа, и неправильную оценку трудоемкости производственных операций, особенно электромонтажных работ. Генеральный директор утверждает, что будет проведена независимая экспертиза хода выполнения проекта, чтобы извлечь должный урок и необходимый опыт. Руководитель Statoil подчеркнул, что данный проект имеет для компании стратегическое значение и, несмотря на удорожание, по-прежнему является рентабельным.
Экспертиза уже проводилась "Руководство Statoil подвергло обструкции собственных экспертов" - под таким заголовком была опубликована статья в газете Dagens Nжringsliv от 21 сентября. Оказывается, о том, что проект Сневит плохо проработан, руководству Statoil было хорошо известно. Собственная межотраслевая экспертная группа компании столкнулась с сопротивлением сторонников генеральной линии развития проекта. Анализ внутреннего отчета 2003 года, который стал доступен газете, позволяет по-новому оценить, в какой спешке принималось решение о проекте Сневит. Судя по отчету, в работе над проектом на начальной стадии царил хаос: "низкая квалификация химиков", "несогласия и подозрения", "альтернативные сценарии", "отсутствие единого подхода".
Выводы, содержащиеся в отчете, говорят о том, что проект рассматривался в первую очередь как коммерческий (т.е. слабо проработан с точки зрения технической реализации. - "Эксперт С-З"), неправильно оценивались запасы газа на месторождении, сотрудникам недоставало знаний, а проблемы замалчивались. Собственная межотраслевая группа Statoil выражала "сомнения, местами сильные" относительно развития проекта, однако в 2001 году все участники группы были отстранены от работы над Сневит тогдашним руководством компании, переживавшей не лучшие времена. Бывшее руководство во главе с Уловом Фьеллем не желало непредвзятого рассмотрения проекта.
Кто-то теряет, кто-то находит Реакция норвежских аналитиков на миллиардный перерасход бюджета проекта Сневит была почти единодушной: возможности Statoil участвовать в крупных проектах значительно уменьшились. "Я полагаю, что следует с опасением относиться к происшедшему. Корректировка проекта означала ухудшение стоимостных показателей и затягивание сроков сдачи объекта. Это значительно снижает шансы Statoil стать участником больших и сложных проектов в будущем", - считает эксперт в области нефти и газа Арнстайн Вигестранн из Enskilda Securities. Профессор школы бизнеса Эйстейн Нуренг не уверен, что миллиардные ошибки обязательно будут стоить Statoil места в Штокмановском проекте, но полагает, что шансы Norsk Hydro могут вырасти. "Hydro показывает отличные управленческие навыки и умение считать деньги. Но нельзя исключать того, что обе компании выиграют в последнем раунде. Русские хотят тесно сотрудничать с норвежскими партнерами", - считает Нуренг.
Хельге Лунд считает, что пересмотр бюджета и сроков начала добычи на Сневит не повлияет на шансы Statoil стать участником Штокмановского проекта. "Давайте вспомним, ведь это первопроходческий проект. "Шорт-лист" Штокмана подчеркивает тот факт, что строительство Сневит имеет стратегическое значение", - заявил он. Как заметил Лунд, со времени его прихода в Statoil проект Сневит стал осуществляться более уверенно. "Я надеюсь, наши русские друзья оценивают в первую очередь технологические и стратегические перспективы проекта, поэтому я не думаю, что последние события ухудшат наши шансы стать участником Штокмана", - считает генеральный директор Statoil. Следует отметить, что в основном латание финансовой бреши проекта Сневит ляжет на норвежское правительство и для этого потребуется корректировка бюджета 2006 года. Ранее руководителям Statoil уже приходилось расставаться со своими постами из-за ошибок в финансовом менеджменте проектов: это послужило формальным поводом для отстранения от руководства компанией упоминавшихся здесь Арве Юнсена и Улова Фьелля.
На сайте телерадиокомпании NRK 16 сентября была опубликована статья под красноречивым названием - "Штокман может оказаться Statoil не по зубам". В ней приводится мнение ряда аналитиков, считающих, что компания не сможет принять участие в двух столь дорогостоящих проектах. В статье, однако, не комментируется то обстоятельство, что Statoil, желая стать участником Штокмановского проекта, предоставил "Газпрому" технико-экономическую оценку осуществления своей части работ. Видимо, российской компании стоило бы еще раз проверить выкладки норвежских партнеров, для того чтобы исключить ситуацию, в которой оказался Statoil. Пока никакой официальной реакции от "Газпрома" не последовало, однако специалисты считают, что Statoil не только снизил свои шансы на выигрыш соревнования, но и увеличил шансы своего конкурента - компании Norsk Hydro.
Политическое давление
В Харстаде 10 ноября состоялась первая очная встреча руководителей внешнеполитических ведомств России и Норвегии. На совместной пресс-конференции Сергей Лавров заявил, что Россия нуждается в норвежских экологических стандартах при разработке нефтегазовых месторождений в Баренцевом море. Российские власти намерены сотрудничать, привлекая к разработке месторождений норвежские предприятия и используя их технологии, отметил руководитель МИД России. "Норвежские компании имеют 30-35-летний опыт разработки нефтяных и газовых месторождений. Они создали самые передовые в мире технологии", - заявил Лавров и выразил желание видеть компании Statoil и Norsk Hydro среди главных разработчиков Штокмановского месторождения.
Мнение министра иностранных дел не разделяет депутат Госдумы от Мурманской области, представитель "Единой России" Валентин Лунцевич. 17 ноября на встрече с мурманскими журналистами он заявил, что комитет Госдумы по международным делам "считает необходимым использовать в переговорах с Норвегией экономические аргументы, включая проблему участия норвежских компаний в проектах освоения российского шельфа". Мы склонны считать, что ответственные российские политики не станут сводить переговоры о делимитации морской границы к формуле "газ в обмен на акватории", однако политические риски при принятии решения о включении в консорциум норвежских компаний должны учитываться. Издержки от партнерства "Газпрома" с французской или американской компанией меньше, поскольку Россия не имеет с этими странами пограничных проблем. Кроме того, Франция и США покупают российский газ, а норвежские компании являются основными конкурентами "Газпрома" в Европе.
Необходимо отметить, что Statoil в большей степени зависим от правительства, чем Norsk Hydro, поскольку в первой компании доля государства во владении активами составляет 70,92%, а во второй - только 43,8%. Уже несколько лет многие норвежские аналитики поднимают вопрос о слиянии двух компаний. Последний раз подобные предложения обсуждались в августе 2004 года, сразу после вступления Хельге Лунда в должность руководителя Statoil. Инициатором реформы выступила консалтинговая фирма ECON, тесно сотрудничающая с МИД Норвегии. Нелишним будет напомнить, что в ECON работал нынешний руководитель внешнеполитического ведомства Юнас Гар Стёре.
В редакционном комментарии норвежского издания Offshore Media Group подобные предложения были названы катастрофой, поскольку "слияние привело бы к тому, что Hydro навязали теперешнюю культуру производства Statoil". Пришедшее к власти левое трехпартийное правительство выступает за усиление общественного сектора экономики в важнейших для страны сферах. Министр нефти и энергетики Норвегии Одд Рогер Эноксен в этой связи был вынужден заявить агентству Reuters, что правительство "не собирается увеличивать долю государства в Statoil и не вынашивает планов деприватизации компании". Поскольку выборы в Норвегии проходят каждые четыре года, можно предположить, что дискуссия о роли государства в управлении компанией Statoil будет продолжена.
Эхо "Электрона" Эксперт по России и известный журналист телерадиокомпании NRK Ханс-Вильхельм Стейнфельд считает, что спор между Норвегией и Россией о рыбоохранной зоне может повредить сотрудничеству в области добычи нефти и газа. Он полагает, что ссора из-за погони за траулером "Электрон" будет иметь последствия для нефтяного и газового секторов. В самом худшем случае, прогнозирует Стейнфельд, Statoil и Norsk Hydro рискуют потерять право на участие в Штокмановском проекте. "Атмосфера сотрудничества может быть испорчена, и это будет иметь тяжелые последствия. В прошлом месяце Россия и Германия "обошли" четыре страны ЕС - Балтию и Польшу, которые в последнее время ссорились с Россией. Это уменьшает шансы Hydro и Statoil на установление партнерских отношений в Штокмановском проекте", - предупреждает Стейнфельд. Под "обходом" четырех стран ЕС норвежский журналист имел в виду строительство Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря.
Арилль Му из Института им. Фритьофа Нансена сомневается, что рыбные конфликты могут стать препятствием для норвежских нефтяных компаний в добыче углеводородов на российском шельфе. "Русские должны учитывать очень много важных факторов при выборе партнеров в нефтяных и газовых проектах. В этой связи я не думаю, что несколько судов в Баренцевом море имеют какое-либо значение", - говорит Му. Его коллега, исследователь Йорген Йоргенсен, считает, что нет ничего необычного в том, что рыболовный конфликт с Россией может затронуть другие аспекты сотрудничества Норвегии с восточным соседом. "Среди прочего на решение России строить газопровод в обход Балтии и Польши повлияли конфликтные ситуации с этими странами. Решение выглядит неоправданным, если рассматривать только экономический аспект", - полагает исследователь. "Но я сомневаюсь, что рыболовный конфликт будет иметь влияние на участников будущих нефтяных и газовых контрактов", - добавил он.
После встречи в Харстаде министров иностранных дел двух стран и известии о возобновлении переговоров о морской границе норвежские СМИ высказали мнение, что рыболовные инциденты не отразились на двусторонних отношениях. Желание найти компромиссное решение вызвано растущим интересом к совместным проектам добычи природных ресурсов в Баренцевом море, писала 11 ноября газета Aftenposten.
Северный танец Эксперт Норвежского института внешнеполитических проблем Якуб Годзимирский считает, что за приглашением обеих норвежских компаний в Штокмановский проект стояло желание "Газпрома" использовать конкурентные преимущества Statoil и Norsk Hydro в борьбе друг с другом. Эту гипотезу косвенно подтвердил руководитель Norsk Hydro Эйвинд Рейтен, который объяснил раздельное участие компаний в конкурсе пожеланием российских заказчиков. Заявление Рейтена прозвучало на конференции "Возможности и вызовы на Севере", состоявшейся 24 ноября в Осло. "Если "Газпром" напишет другую партитуру, требующую иной хореографии, мы охотно станцуем вместе со Statoil", - пошутил Рейтен.
Как гласит китайская пословица, неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей. Конкурентные преимущества обеих норвежских компаний и других соискателей оценит "Газпром"; мы узнаем о его решении не позднее 1 апреля 2006 года. Участие в Штокмановском проекте не обязательно обусловлено полноправным членством в консорциуме: в ходе недавнего визита Путина в Японию Алексей Миллер пригласил к участию в разработке Штокмана японские предприятия. Как известно, ни одна из японских компаний в "короткий список" "Газпрома" не попала. Можно заключить, что "возможности и вызовы на Севере" не ограничиваются набором очевидных альтернатив, а требуют поиска компромиссных вариантов, оптимизирующих технико-экономические преимущества и снижающих политические риски.
Адрес статьи в Интернете:
http://www.expert.ru/sever/current/47-23.shtml