Субботний репортаж. ''Реальное'' шоу: смотри, смотри - бабы!
27 октября телекомпания ТВ-6, наконец, выпустила в эфир долгожданный проект под названием "За стеклом". Многомесячная подготовка-слэш-рекламная кампания включала в себя: отбор застекольщиков, объяснение принципов игры населению, отбивание от нападок по поводу трэшевости и аморальности готовящегося развлечения и ответы на наиболее пикантный вопрос, а именно: "ТРАХАТЬСЯ БУДУТ?" "Что захотят, то и будут", - нежно говорили устроители. Целевая аудитория заходилась в экстазе.
Сегодня, на четвертый день великого эксперимента, никто, скажем прямо, пока не трахался. Но несколько волнительных моментов нам, конечно, предоставили:
- Женщина в душе
- Женщина в душе
- Женщина в душе
- Женщина в истерике
- Женщина в душе
- Оооо!! Мужчина тоже в душе!!
- Ооооооо! Они моют друг друга в душе!!!
- А! Нет! Нет! Куда ты? Урод! Импотент! Голубой! - ушел! ушел!
- Мужчина у психолога
- Женщина в полотенце
Всего этого хватило, чтобы поставить рейтинговый рекорд, обеспечить сайту передачи 30 000 хостов в первый же день ее существования, породить десяток фан-клубов и тысячи фанатов и антифанатов.
Целевая аудитория оправдывает возложенные на нее надежды.
Собственно, суть передачи в следующем: организаторы оборудовали одно из помещений гостиницы "Россия" под квартирку и заселили туда шестерых тщательно отобранных участников: трех мужескаго полу и трех женскаго. Все они пугающе ординарны, чтобы не сказать обидного, - грамотная, типа, выборка из целевой аудитории. Круглосуточно их жизнь везде - включая спальню, душ, туалет - записывают камеры. Потом несчастные работники ТВ-6 пытаются разрыть всю эту кучу пленки и извлечь из нее жемчужное зерно, которое и предъявляется зрителям аж три раза в день! - в 14:20 (для домохозяек), в 18:10 (для их мужей) и - "наиболее пикантные сцены" - в 0:40 (для тех, кого чужое мытье в душе интересует больше сна). В Сети, однако, можно наблюдать наших хомячков круглые сутки нон-стоп - как и от подножия гостиницы "Россия", через специальную зеркально-прозрачную стену и милицейский кордон. Каждый день герои получают от режиссера "задания" ("папа, пусть слоники побегают!", да?) - до сих пор самым оригинальным было задание собрать платяной шкаф. Раз в неделю ТВ-6 будет проводить большое ток-шоу, ради которого подопытных будут выпускать из-за стекла с целью, очевидно, поизгаляться в открытую. Вести шоу будет Кирилл Набутов, человек с лицом платяного шкафа, любимец целевой аудитории.
Просто жить себе тихонько в клетке, пить из поилки и жевать салат хомячкам недостаточно - им надо обязательно нравиться зрителям, если и не из соображений о глории мунди, то хотя бы из простого практического рассчета: во-первых, двое участников программы будут выкинуты из шоу зрительским голосованием в некоторый обозримый момент, а во-вторых, победившая пара (заметим: мальчик и девочка) получит в свое владение одну (на двоих) квартиру в Москве. А победителей назовет, конечно же, целевая аудитория.
Естественно, гениальная идея не принадлежит продюсерам ТВ-6 - вся передача является более или менее точной копией с популярнейшего шоу "Большой брат", проходящего по одинаковой схеме в двух десятках стран, сопровождающегося дифирамбами и скандалами, превращающего своих участников в настоящих телезвезд и собирающего во время кастинга до 40 000 человек на место. В российском варианте отбор проходил в два этапа: сначала, по утверждению ТВ-6, "социологи, психологи и врачи отобрали 12 человек из многих тысяч желающих", а потом зрители отобрали шесть человек из двенадцати. Шестеро проигравших первый этап считаются "запасными" - на случай, если кто из хомячков запросится домой или умрет от отвращения к самому себе. Не попавшая в число счастливцев целевая аудитория разбрелась по домам пялиться в экран и убеждать себя, что уж она-то смотрелась бы в сто раз лучше - там, за стеклом.
Отобранные шестеро дают совершенно четкое представление о целевой аудитории - это такие люди, ну, "как в метро", говорит в таких случаях одна моя знакомая. Такое впечатление, что отбирали игроков так, чтобы никого из них нельзя было полюбить. Одна девочка красивая, но истеричная и сомнамбуличная, другая дурна собой, но зато часто лазит в душ и там выпендривается, третья трогательно-невинна, но ее поведение заставляет думать о незабвенном "флирте парового катка с коровой". Их потенциальные соквартирники не лучше: один обаятелен, но очень глуп, второй неглуп, но очень несимпатичен, третий симпатичен, но отталкивающе претенциозен. Все сделано для того, чтобы целевая аудитория спорила и колебалась.
И она, поверьте, спорит и колеблется. За четверо суток создано более десятка фан-сайтов и чатов, открыт IRC-канал, а форум на официальном сайте на данный момент насчитывает около 5000 сообщений. Если верить форуму, целевая аудитория скоро дойдет до мордобоя: фанаты Жанны пойдут стенкой на фанатов Оли, по пути сметая малочисленных фанатов Дениса... "Жанна Она такая, такая... Жанна, милая, знай - вся моя семья без ума от Тебя. Ты стала членом нашей семьи за эти безумные 2 дня. Никому не верь из этой дешевой компании. Береги себя". "Эта кабыла строит себя правильную....и совершенно не вписываеться в коллектив.....стеснительная сучка!" "Щас приеду и разобью им все стекла" "Вообще лимита за квартирами понаехала!!! и на все готова, аж тошно смотреть как им хочется москвичками стать!!!" "Раз уж делать нефига: есть фанаты Мумий Тролля?" А что это там за шаги на лестнице? - А эта наша целевая аудитория идет.
Я не смотрю телевизор, у меня его, натурально, нет, он от лукавого. Но и для несмотрящих есть во всем, что связано сейчас с передачей "За стеклом", острая, вкусная приманка: вот здесь, вот в этот момент, по дням, по часам мы наблюдаем возникновение культа. Мы наблюдаем все этапы становления культа передачи, культа участников, культа идеи. Те, кто сейчас моется в стеклянном душе, станут первыми, легендарными - как Ельцин, как Гагарин, как Юлия Курочкина. Если шоу пойдет и дальше (а можно предположить, что пойдет, если сейчас не случится что-нибудь совсем уж непредвиденное), мимо нас продефилируют в туалет еще несколько десятков участников, но имена Жанны, Оли, Марго, Саши, Дениса и Максима будут вечно жить в сердцах целевой аудитории.
Важен еще один момент: "За стеклом" является пробным камнем для российского телевидения: идет? не идет? смотрят? не смотрят? рвутся участвовать? не рвутся? Вот выяснилось: да, рвутся, да, смотрят, да, идет. Ну что ж, это означает, что скоро у нас будет и свой Survivor, а может, и два - один в степях Казахстана, другой на просторах дальнего севера (хочется сказать - в квартирах Владивостока), будут и "Любовные цепи", будут и "Самые страшные места России" (Кунцево? Железнодорожный?). Да, да, я знаю, не все западные reality shows можно приспособить для России. Например, огромное количество "судебных шоу" - передач из зала суда - совершенно невозможно представить себе на российской почве, учитывая, что суды, во-первых, не являются атрибутом повседневной жизни россиянина, а во-вторых, вызывают стойкие негативные ассоциации. Но все, что можно пересоздать здесь и на русском, - все у нас будет, свое, родное, с русским духом, домашней закваски, приспособленное под нужды нашей специфической целевой аудитории.
О русском, кстати, духе и размахе: подсказывают мне старшие товарищи, что когда в австралийском Big Brother женщина уронила полотенце и все увидели ее грудь, журналисты еще неделю обсуждали вопрос о том, специально ли она это сделала. До того как вышел на экраны "За стеклом", СМИ тоже писали, что квартира будет оборудована камерами "повсюду, кроме ванной и туалета". А когда вышел, начали писать: бедная Жанна, она так напрягается, когда сидит в туалете и видит, что включилась камера.... И целевая аудитория, конечно, напрягается вместе с Жанной.
ТВ-6 заработает на этом проекте много, много хороших денег. Огромный рейтинг и прайм-тайм дают возможность очень дорого брать за изобилующую в каждой серии рекламу. Учитывая западную модель самого шоу, можно ожидать западной же модели выбивания "сопровождающих доходов": от футболок с символикой передачи и портретами участников до аукциона за право выкинуть кого-нибудь из игроков или, наоборот, прийти дружить за стекло. По уму, необходимо будет написать за участиков воспоминания и автобиографии (не исключено, что пишут уже сейчас, готовят) - пойдет хорошим тиражом. Отдельно - выпустить фильм "За стеклом: как мы выжили", где все участники расскажут о том, как бывало трудно-трудно-трудно, но при этом все всех любили и все преодолели. Это серьезная, хорошо отработанная на Западе финансовая схема, и нет повода не применить ее в России: исключительно удачный брэндинг товаров, ассоциирующихся с передачами "Моя семья" и "Поле чудес" (от соков до журналов) показал нам, что рынок готов, может и хочет. Целевая аудитория созрела.
P.S. Ах, как хотелось мне обойти вопрос о том, что там делается по сценарию, а что не по сценарию, как хотелось мне сделать вид, что все мы - ну, не верим, но надеемся! - что это настоящие хомячки, а не тамагочи какие, ах, как хотелось. Но тут пришла Юля и говорит: ты много его смотрела? И смотрит не меня недоверчиво. И мне пришлось честно сказать, что... Дорогие друзья! Я мало его смотрела, да, я брезгливый человек. Но когда я была в третьем классе, мы с одной девочкой были влюблены в одного и того же мальчика. И вот мы шли с ним через парк Шевченко, и он нес мой портфель. И тут из-за кустов вышла Света и сказала: ах, ах, Кирилл, я, кажется, гуляла-гуляла и подвернула ногу, так вот, ты не мог бы подставить мне плечо и домой меня отвести? И ему пришлось отдать мне портфель, обнять ее и ковылять с ней домой. И я две недели ревновала и плакала. А Света радовалась и сияла. А Кирилл разрывался. А весь наш класс исходил любопытством и шептался по углам. Так вот, дорогие друзья, к чему я веду. С высоты своего небольшого, но все-таки более богатого, чем тогда, опыта я могу сказать: дорогие друзья! СВЕТА НЕ МОГЛА ЭТОЙ ИНТРИГИ САМА ПРИДУМАТЬ. НЕ МОГЛА. СВЕТЕ ЕЕ ПОДСКАЗАЛА МАМА. А про ваше "За стеклом" я ничего не хочу сказать. Может, они и без мамы работают, ага.
Автор: Линор Горалик
Источник: Грани.ру