Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Крупные иностранные компании практически перестали инвестировать в шведскую экономику. Последние несколько лет прямые иностранные инвестиции в Швеции постоянно сокращались, а в первой половине этого года упали почти до нулевого уровня. Предприниматели и эксперты дают свой анализ печальным для страны статистические данным, недавно опубликованным Центральным банком страны (Riksbanken).
Куда бежит электронное стадо?
С легкой руки Томаса Фридмена, колумниста газеты The New York Times и автора бестселлера "Лексус" и олива" (Thomas L. Friedman. The Lexus and the Olive Tree. NY, 1999), в употребление вошел термин "электронное стадо". Этим именем Фридмен наградил спекулянтов, играющих на биржевых рынках, и инвесторов, вкладывающих деньги в глобальную экономику. Участников биржевых торгов автор называет "мелким рогатым скотом", а к крупному поголовью причисляет транснациональные компании, осуществляющие прямые инвестиции в промышленность, энергетику и другие инфраструктурные проекты. С конца 90-х годов Швеция считалась одним из самых привлекательных в мире мест для электронного стада, чему способствовали стабильная экономика, незыблемые демократические традиции и квалифицированный персонал.
С началом нового века безоблачная картина начала меняться, бурный поток инвестиций превратился в спокойную реку, а теперь грозит и вовсе прекратиться. "Поток денег из-за границы иссякает" – под таким названием 26 августа 2005 года опубликовал свою статью журналист газеты деловых кругов Швеции Dagens Industri Гуннар Эрн (Gunnar Örn, Pengaflödet utifrån sinar, 26.082005).
Иностранцы по-прежнему покупают предприятия и строят новые производства в стране. Но сейчас их присутствие ощущается все меньше по сравнению с тем временем, когда шведский рынок в начале 90-х годов был одним из самых привлекательных в мире, пишет журналист. "В последние годы ситуация нас не радовала, но негативные тенденции стали проявляться особенно отчетливо в течение последних нескольких лет, с тех пор, как мыльный пузырь прямых инвестиций лопнул в 2000 году", - полагает эксперт Шведского агентства по иностранным инвестициям (Invest in Sweden Agency, Isa) Магнус Руннбек (Magnus Runnbeck).
Основной задачей данного учреждения, которое финансируется правительством Швеции, является привлечение иностранных инвестиций. На Веб-сайте агентства можно прочитать замечательные слова, определяющие его цели: "Иностранные инвестиции приносят в страну знания, современные технологии и новые рабочие места". Министр промышленности и торговли Швеции Томас Эстру (Thomas Östro) сформулировал необходимость привлечения крупного рогатого скота немного иначе: "Привлечение иностранных инвестиций очень важно для Швеции, оно обеспечивает устойчивое развитие, рост экономики и социальные блага".
Несмотря на провозглашенные цели, объем прямых иностранных инвестиций все время сокращается. Магнус Рюннбек находит три основных причины для объяснения охлаждение интереса быков и буйволов к шведской экономике.
Три веских причины не замечать Швецию
"Первая причина заключается в том, что перенос инфраструктурных предприятий за границу по большей части прекратился во всем мире", - считает эксперт. В самом лучшем для Швеции 1999 году было организовано большое число предприятий с иностранным участием, например, компания "Форд" стала владельцем одного из предприятий концерна "Вольво" - Volvo Personvagnar, а "Астра" (Astra) организовала новое производство вместе с британской "Зенека" (Zeneca).
Второй фактор связан с тем, что Швеция уже не является привлекательным рынком для организации новых больших производств. "Сегодня в Китае и Восточной Европе строятся целые автомобильные заводы, интерес к Западной Европе, включая Швецию, резко упал", - считает эксперт.
По мнению Руннбека, третья причина может заключаться в том, что штаб-квартиры компаний переносятся в другие места. "Если какой-либо панскандинавский концерн переносит свой юридический адрес из Швеции в Финляндию, это означает, что деньги уходят из Швеции", - комментирует эксперт агентства. "Статистические показатели Центрального банка очень запутаны, но можно с уверенностью сказать, что активность иностранных компаний в Швеции снижается", - заключает эксперт. Примером этого может служить сокращение числа сотрудников иностранных компаний в Швеции. "Столь драматическая картина в конце концов может привести к стагнации", - делает печальное заключение Магнус Руннбек.
Можно что-то сделать, чтобы обратить тенденцию?
"Мы делаем все, что возможно, но не в наших силах влиять на решения о строительстве больших предприятий в стране. "Форд" приобретал подразделение "Вольво" независимо от нашего желания. Все, на что мы способны, - это создавать для инвесторов условия не хуже, чем в других странах", - заключает эксперт.
В других странах трава зеленее
Однако Стефан Фёльстер (Stefan Fölster), главный экономист Союза предпринимателей Швеции (Svenskt Näringsliv), считает, что Швеция потеряла больше других стран в борьбе за глобальный рынок капитала. "Стало весьма заметным, как иностранные предприятия покидают Швецию, а шведские предприниматели организуют бизнес за границей", - говорит он. "Я полагаю, что борьба за иностранные инвестиции на глобальном рынке будет продолжаться. За последние годы многие страны провели серию реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата, и весьма преуспели в этом. Швеция же, напротив, почти ничего не сделала", - считает Фёльстер.
Статистические данные Центрального банка Швеции говорят о том , что за последние годы страна привлекает все меньше иностранных инвестиций. Новый отчет Союза предпринимателей показывает, что положение продолжает ухудшаться. Фëлстер считает, что снижение прямых иностранных инвестиций в Швеции идет в противовес мировым тенденциям, поскольку предложения на глобальном рынке капиталов все время растут.
С Фëлстером согласен его коллега, эксперт Союза предпринимателей в области экономики, Йунас Фрюклунд (Jonas Frycklund): "В прошлом году Швеция проиграла в борьбе за международный капитал. К этому выводу можно прийти вне зависимости от того, какими математическими методами вы будете вести подсчеты". Аналитик приводит следующие данные: "Прямые инвестиции в Швеции снижаются в течение последних пяти лет. Сейчас их приток меньше, чем он был в кризисном 1992 году. Союз предпринимателей оценил размер прямых инвестиций в мире в прошлом году: он вырос на 20 процентов и достиг 704 миллиардов долларов США".
"Если мы оценим влияние иностранных инвестиций на рост ВВП, то и здесь Швеция окажется после многих стран. В конце 90-х годов страна занимала третье место в мире по объему иностранных инвестиций в пересчете на душу населения. Сейчас мы опустились по этому показателю на 19 место. Страна, которая проводит реформы в экономике, остро нуждается в прямых иностранных инвестициях, иначе сокращение рабочих мест становится невосполнимым, и в стране вырастет безработица", - говорит Йунас Фрюклунд и продолжает: "Очень тревожно, что иностранные инвесторы покидают Швецию. Если не обращать внимание на этот фактор, то в стране вскоре начнет расти безработица", - заключает Фрюклунд.
Эксперт прав: между уровнем иностранных инвестиций и величиной безработицы в глобальной экономике существует прямая зависимость, о чем свидетельствуют данные Центрального статистического управления Швеции (Statistiska centralbyrån – SCB). В июле этого года в Швеции было 327 000 безработных, или 7,1 процента трудоспособного населения страны. Годом раньше безработица в стране составляла 6 процентов, а самих безработных было на 79000 человек меньше.
Уйти и не вернуться
"Крупные производства покинут Швецию, чтобы никогда больше не возвращаться сюда", - так считает Ронни Нильссон (Ronny Nilsson), руководитель одного из подразделений многонационального концерна "Флекстроникс" (Flextronics). Это мнение он высказал в статье "Производства покидают Швецию" (Tillverkningen har flyttat från Sverige), опубликованной 26 августа в газете Dagens Industri. В последние несколько лет концерн "Флектроникс" сократил около тысячи своих сотрудников по всей стране. Были закрыты фабрики в Висбю и Катринехольме, а значительная часть производства в Карлскруне остановлена. "Мы уже три года не инвестируем в производство в Швеции, предприятия переносятся в другие страны", - говорит Нильссон.
"Для организации нового производства мы выбираем такие страны, как Китай и Малайзия, в Европе мы строим в Венгрии и Польше. Швеция не может конкурировать со странами там, где требуется большая отдача сил на рабочем месте и более продолжительный рабочий день".
Сегодня Ронни Нильссон возглавляет сервисную службу компании, которая работает по всему миру. В его подчинении 12 000 сотрудников, из которых 4 000 трудятся в Швеции. По его мнению, иностранцы будут инвестировать средства преимущественно в сервисное обслуживание. "В будущем в Швеции не будут строиться большие производства. Но в сервис будут вкладываться обязательно, поскольку эти службы должны быть расположены близко к клиентам. Сервис – это локальное подразделение, и он должен располагаться локально, ему никуда не нужно уезжать", - считает Нильссон.
В последние годы сервисная служба компании, Flextronics Network Services, приобрела несколько профильных компаний в Швеции. Самым большим было приобретение сервисного подразделения компании "Телия" (Telia) в 2002 году. "В Швеции умелый персонал и грамотные клиенты. Вложения в наукоемкие производства весьма выгодны. Однако подобные производства не позволяют создать такое количество рабочих мест, как крупные инфраструктурные производства", - считает Ронни Нильссон.
Устоит ли корабль викингов?
Смена правительств в послевоенных западных демократиях демонстрирует незамысловатую последовательность. В трудные для экономики дни избиратели вручают мандат на управление страной правым, которые владеют рецептами повышения деловой активности. Избиратели даже согласны слегка затянуть пояса во имя сокращения безработицы и будущего процветания. "Золотая смирительная рубашка", еще один термин Фридмена, приносит свои плоды, и экономика страны демонстрирует рост. Но тут подходят следующие выборы, и избиратель вспоминает о своих радетелях из числа социал-демократов. Левые увеличивают бремя социального государства, ослабляя пояс смирительной рубашки, экономика начинает пробуксовывать, и история повторяется вновь. Сейчас популярность буржуазных партий в Швеции достигла рекордных показателей, что вполне укладывается в описанную политэкономическую схему.
Рейтинг правых сегодня поднялся до 53,5 процентов и превышает популярность правительственных партий на целых 9,7 процентных пункта. Такого числа сторонников буржуазные партии не имели с 1991 года, сообщает газета Göteborgs-Posten в своем номере от 28 августа.
Если посмотреть на проблему более объемно, то можно поставить под сомнение адекватность скандинавской модели социального государства в целом. Скандинавы, и особенно шведы, всегда гордились социалистическими принципами экономики и с гордостью противопоставляли ее заокеанской экономической модели. Теперь схоластический спор о том, чей принцип распределения социальных благ имеет больше преимуществ, может затухнуть сам собой.
Пример Швеции показывает, что в условиях глобализации скандинавская модель подвержена большим испытаниям. Инвестор был готов оплачивать дополнительные издержки за счет более удобной деловой среды. Он был готов платить шведам шведскую зарплату и оплачивать им больничные листы. Однако он не желает брать на себя все расходы на содержание армии людей, живущей на социальные пособия. И если Норвегия может компенсировать бремя социального государства огромными нефтяными доходами, то не обладающая такими финансовыми возможностями Швеция вынуждена расставаться с прямыми инвестициями.
Если продолжать по-прежнему верить в "скандинавское чудо" и обещать всем сестрам по серьгам, то вслед за глобальным стадом потянутся особи из собственного поголовья. Процесс уже пошел.
Адрес статьи в Интернете: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2181