Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

На правах рекламы:

Калькулятор ОСАГО позволяет рассчитать стоимость полиса с учетом всех параметров.


Транспортный коллапс в Домодедово: на что рассчитывать туристам и как вести себя турфирмам

Транспортный коллапс, возникший в Московском авиаузле из-за аномалий погоды, привел к задержкам вылета сотни рейсов, в том числе на различные популярные курорты, а тысячи пассажиров и туристов провели сутки в нечеловеческих условиях – фактически без туалетов, нормального питания, и даже без воды. Какие правовые последствия несет данный катаклизм турагентствам и туроператорам рассказывает глава Правовой комиссии РСТ и генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.

«По общему правилу, установленному гражданским законодательством, воздействие обстоятельств непреодолимой силы освобождает стороны договора от ответственности за его неисполнение. Это значит, что взыскание каких-либо штрафов или иной неустойки в таком случае невозможны, равно как и компенсация морального вреда. Однако при этом следует учесть специальные нормы, касающиеся конкретно авиаперевозки. При наступлении обстоятельств, не позволяющих перевозчику своевременно предоставить услуги, пассажир вправе рассчитывать на предоставление ему напитков, питания, услуг связи, комнаты матери и ребенка, а при значительной задержке вылета (6 часов ночью, 8 часов днем) – размещения в гостинице. Неисполнение предусмотренных обязанностей позволяет пассажиру требовать не только возмещения ущерба, например стоимости питания и проживания, но и компенсации морального вреда, причиненного дискомфортом ожидания», - пояснил эксперт.

Серьезные сбои в работе аэропортов приводят, как правило, к фактической невозможности исполнения предусмотренных правил ввиду банального отсутствия мест в гостиницах или в комнатах матери и ребенка. Предоставление питания также оставляет желать лучшего, аэропортовые службы не справляются с этой обязанностью из-за большого числа «пострадавших» либо резервные запасы питания быстро заканчиваются. Очевидно, что при масштабных катаклизмах необходимо участие государственных служб, в первую очередь, МЧС, считает Георгий Мохов.

«В случае значительной задержки или отмены вылета пассажир вправе рассчитывать на возврат стоимости перевозки, которая не была предоставлена. Этот порядок установлен Федеральными авиационными правилами перевозки пассажиров: «Статья 235. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или части перевозки в связи с нарушением сроков перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, за исключением случая, когда перевозка пассажира была выполнена частично, и пассажир принял выполненную часть перевозки. Если пассажир принял выполненную часть перевозки, пассажиру возвращается сумма за невыполненную часть перевозки». Но при этом пассажирам, отказывающимся от полета, следует учесть, что тем самым они освобождают перевозчика от всех обязательств, в том числе по обеспечению комфорта ожидания. В сложившейся ситуации, конечно, с учетом индивидуальных обстоятельств, разумнее сохранить договор перевозки в силе и воспользоваться всеми правами пассажира», - подчеркнул эксперт.

Наибольшее число претензий пассажиров связано не столько с фактом задержки вылета рейса или некомфортным ожиданием, сколько с отсутствием информации на табло и на справочных стойках в аэропортах. «В данном случае перевозчик и службы аэропорта в полной мере отвечают за достоверность и своевременность донесения информации до пассажиров. В противном случае это не только нарушение прав пассажиров, но еще и административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.8 Кодекса об административных правонарушениях», - считает Георгий Мохов.

«В ситуациях, подобных сегодняшней, значительное число правовых конфликтов возникает в отношениях, связанных с реализацией комплексного турпродукта, в котором перевозка является неотъемлемым компонентом, включенным в общую стоимость тура. При этом большинство туров комплектуется чартерной перевозкой, осуществляемой на основании договоров фрахта. В таком случае отказ отдельно от перевозки невозможен, а турист теряет оплаченное время отдыха ввиду задержки вылета рейса. Практика разрешения подобных споров свидетельствует о неоднозначном подходе судов к вопросу возмещения ущерба, причиненного сокращением времени отдыха. По закону туроператор обязан предпринять все разумные меры для уменьшения убытков туриста, например, предложить ему какие-то способы выхода из ситуации - продление времени отдыха на сутки, дополнительную экскурсию или ужин, перебронирование тура на другую дату и прочие компенсационные меры», - пояснил собеседник.

В случаях, когда в суде удается доказать, что туроператор предпринял все возможные способы решения конфликта, иски туристов чаще всего отклоняются. «Если же туроператор самоустранился, не информировал туриста вовремя, не предложил меры к урегулированию убытков, то суды могут удовлетворить требования потребителей, постановив вернуть часть стоимости тура пропорционально потерянному времени отдыха. Зачастую туроператоры сами провоцируют подобные иски, не отвечая на оправданные вопросы туристов и турагентов, не предоставляя оперативную информацию и не предлагая даже минимальных мер для разрешения конфликта», - добавил эксперт.

«Правовая комиссия Российского союза туриндустрии рекомендует участникам туристического рынка своевременно информировать потребителей и проявлять должное внимание к туристам и пассажирам в создавшейся ситуации, несмотря на отсутствие прямой юридической ответственности за происходящие события. В случае необходимости вы можете обращаться за правовой помощью в юридическое агентство», - резюмировал Георгий Мохов.