ФАС заинтересовалась присвоением звезд российским отелям
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) усмотрела в действующей системе классификации российских отелей признаки монополизации, и предложила её кардинально реформировать.
Как сообщили корреспонденту в пресс-службе ФАС, на данный момент на рынке по оценке соответствия гостиниц определенным требованиям свою деятельность осуществляют 59 хозяйствующих субъектов. «Один из них - некоммерческая организация «Межрегиональный фонд устойчивого развития туризма», выполняющая функции Центрального органа сертификации (ЦОC), имеет неоспоримые преимущества перед другими хозяйствующими субъектами этого рынка, так как система, в которой он является Центральным органом, утверждена федеральным органом исполнительной власти – Ростуризмом», - сообщили в пресс-службе.
В итоге, как подчеркнули в ФАС, в сложившейся ситуации в проигрыше оказывается потребитель, так как разнообразие систем классификации отелей не позволяет сделать вывод о соответствии качества предоставляемых гостиничных услуг категории гостиницы. Именно по этому ФАС предложила для обсуждения иной механизм классификации объектов туристической индустрии, в том числе гостиниц и других средств размещения.
Так, по мысли ФАС, полномочия между органами должны распределяться следующим образом.
1) Минспорттуризма утверждает системы добровольной классификации объектов туриндустрии, включающие закрытый перечень требований к компаниям, желающим получить аккредитацию.
2) Ростехрегулирование утверждает национальные стандарты, устанавливающие требования к объектам добровольной оценки соответствия (гостиницы и другие средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи и т.п.), в том числе при подтверждении соответствия категории (звездности); регистрацию системы оценки соответствия (классификации, сертификации) объектов туриндустрии.
3) Минобрнауки России утверждает образовательные программы для обучения экспертов и повышения их квалификации в сфере оценки соответствия гостиниц, других средств размещения определенным требованиям.
4) Федеральное агентство по туризму осуществляет функции по: аккредитации участников рынка услуг, осуществляющих экспертную оценку соответствия гостиниц; ведению реестра участников рынка услуг, осуществляющих классификацию и сертификацию объектов туриндустрии; ведению реестра классифицированных (сертифицированных) объектов туриндустрии; осуществлению контроля соответствия объектов туриндустрии, определенным требованиям; осуществлению контроля за деятельностью участников рынка услуг, осуществляющих классификацию объектов туриндустрии определенным требованиям.
5) Принятие решения о присвоении гостинице соответствующей категории осуществляет Аттестационная комиссии при Ростуризме на основании экспертного заключения аккредитованной организации.
В тоже врем, участники рынка считают, что в России давно уже пора отказаться от добровольной классификации отелей и перейти на обязательные стандарты. Причем услуги по присвоению «звезд» должны осуществляться исключительно государственными органами, и желательно – на бесплатной основе. Пока же цена добровольной классификации зашкаливает за 100 тыс, и отели идут на неё крайне неохотно. «Сейчас, чтобы пройти сертификацию и классифицировать свою гостиницу, нужно заплатить порядка 100-120 тыс.рублей. Однако эффекта от присвоенных звезд немного, ведь даже не проходя такой сертификации можно нарисовать у себя на гостинице любое количество звёздочек – никаких обязательных стандартов нет. Эффект наступит лишь тогда, когда классификация станет обязательной. Более того, обязательная система неизбежно повысит в стране уровень гостиничного сервиса, ведь хотельерам придется поддерживать в своих отелях соответствующий уровень звездности», - считает Ирина Умняхина, замдиректора по продажам «Атлас-парк-отель». «При этом важно, чтобы сертификацию гостиниц проводил бы один орган, уполномоченный государством, а не несколько десятков частных компаний, как сейчас», - добавил Борис Павлюк, заместитель коммерческого директора ГК «Союз». В тоже время эксперты подчеркнули, что российская система классификации гостиниц должна учесть местные особенности, не копируя слепо европейские стандарты. «Для российских гостинец поначалу будет непросто соответствовать европейским стандартам, хотя именно к ним и нужно стремиться. Поэтому для начала просто необходимо учесть особенности российских отелей и нашей гостиничной инфраструктуры», считает Олеся Рудковская, руководитель отдела бронирования отеля «Авантель-Клаб-Истра».