Увеличит ли «Евровидение-2009» интерес иностранных туристов к России?
Влияние на российский и московский туристические рынки, начинающегося через несколько дней музыкального конкурса «Евровидение-2009», который пройдёт с 10 по 16 мая, вызывает противоречивые мнения у игроков отечественного турбизнеса. Мнения экспертов расходятся по целому ряду вопросов: одни считают, что проведение мероприятия, безусловно, увеличит въездной турпоток в столицу; другие полагают, что популярность России на туристическом рынке теперь под вопросом и будет в основном зависеть от объективности или предвзятости в отношении нашей страны представителей иностранных СМИ, освещающих конкурс. А третьи вообще уверены, что бюджетные деньги, затраченные на проведение «Евровидения» зарыты в «песок» и въездной турпоток никак простимулировать не смогут.
Напомним, что в этом году в конкурсе будут участвовать представители 42 стран, в том числе и России, для чего в Домодедово уже приземлилось около 40 рейсов с музыкантами и сопровождающим их персоналом. Самые крупные делегации приехали из Германии и Франции. Для гостей «Евровидения» забронировано 11 гостиниц, а еще 2 гостиницы – специально для журналистов. При этом больше всего участников будет проживать в знаменитом «Космосе». «Конкурс «Евровидение» – это дополнительные туристы, думаю, мы проведем его не хуже, чем в других европейских государствах», – заявил на недавней пресс-конференции председатель Комитета по туризму Москвы Григорий Антюфеев.
Надеются на «Евровидение» как на катализатор повышения интереса к турам по России и в туркомпании «Интурист». «Интерес к России на международном туристическом рынке огромный, но его необходимо поддерживать и развивать, так как конкуренция в мировом туризме очень велика. Проведение в Москве масштабных мероприятий международного уровня (культурных, спортивных и др.) позволяет этот интерес поддерживать и укреплять имидж нашей столицы как туристической Мекки», - считает Юлия Крылова, пресс-секретарь «Интуриста». По мнению эксперта, впервые посетив Москву в рамках конкурса, фанаты «Евровидения» вполне могут вернуться к нам еще раз уже в качестве настоящих туристов, и посетить не только Москву, но и другие маршруты – Санкт-Петербург, Золотое кольцо, Алтай и др.
Однако, по мнению представителей турбизнеса, организаторам важно не только высококлассно провести конкурс, но еще и правильно сработать с представителями прессы. Лишь в этом случае стоит ждать от «Евровидения» отдачи на туристическом рынке. Однако умением работать со СМИ наша власть как раз и не отличается. «Очевидно, что на «Евровидение-2009» приедет много туристов. Однако сравнивать это увеличение турпотока с прошлогодними майскими праздниками нельзя, так как ситуация с отелями была иной: тогда в них был сильный дефицит свободных мест. Сейчас же они не заполнены, и благодаря усилиям организаторов и администрации города, пустующие номера получится заполнить на период проведения мероприятия», - рассказал Владимир Канторович, президент туркомпании «КМП-групп». Однако, эксперт считает, это мероприятие вряд ли сможет повлияет на турпоток в столицу в среднесрочной и долгосрочной перспективе. «То, что Москву будут много показывать по ТВ во время конкурса, - сомнений не вызывает. Однако здесь главное не количество, а качество – то, как будут показывать, положительно либо отрицательно», - пояснил собеседник.
Любопытно, что подготовка к «Евровидению» была омрачена околотуристическим скандалом: неделю назад Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала расследование в отношении хотельеров Москвы, повысивших цены на свои номера в дни проведения конкурса. Рассмотрение «дела хотельеров» планируется на 14 мая. В случае, если их вина в нарушении антимонопольного законодательства будет доказана, гостиницы обязаны будут заплатить штраф в размере от 1% до 15% оборота за предыдущий год.
При этом сама постановка вопроса о незаконности поднятия цен коммерческими структурами, коими являются отели, вызывает у экспертов туристического рынка большое недоумение. «Повышение стоимости проживания в столичных гостиницах, по моим наблюдениям, составляет порядка 100%. Но это совершенно нормальная практика, которая применяется во всём мире. В качестве примера можно привести Каннский кинофестиваль, там гостиницы также на период этого мероприятия поднимают цены», - заметил Владимир Канторович. «За все отели я не могу говорить. По поводу наших собственных московских гостиниц («Космос» и «Пекин»), в которые мы селим своих туристов, могу сказать следующее. Май – высокий сезон в гостиничном бизнесе. Например, в это время в Москве проходят крупные выставки: с 12 по 15 мая «Связь-Экспокомм-2009» или с 25 по 29 мая «Металлообработка–Технофорум». А в высокий сезон цены традиционно повышаются, что прописано в нашей маркетинговой политике. Для сравнения, в обычное время одноместный стандартный номер гостиницы «Космос» стоит 5 500 руб., в высокие даты – 7 600 руб», - пояснила Юлия Крылова.
По мнению же самих хотельеров, повышение цен в мае вообще носит локальный и единичный характер. «На данный момент повышения цен в большинстве гостиниц Москвы практически нет. Впрочем, гостиницы, находящие в непосредственной близости от Олимпийского, поднять цены действительно могут. Но маловероятно, что это у них это получится: конкуренция на рынке острая, а средняя заполняемомть московских отелей из-за кризиса падает», - сообщил Борис Павлюк, замкоммерческого директора ГК «Союз». Из-за кризиса, по наблюдению эксперта, на рынке сейчас наметилась устойчивая тенденция к снижению цен. Такое положение на гостиничном рынке подтвердил на своей пресс-конференции и Григорий Антюфеев: «количество туристов, посетивших Москву в I квартале 2009 года, сократилось на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. В связи с кризисом ожидается дальнейшее снижение потока зарубежных туристов в российскую столицу».
НАША СПРАВКА: По информации Комитета по туризму Москвы, сейчас в столице работает 247 гостиниц общей вместимостью более 80 тысяч мест, основную долю занимают гостиницы «три звезды» - до 65-70%. В 2009 году запланировано завершить строительство и ввести в эксплуатацию 32 гостиницы на 7 тысяч мест.