Сколько заплатил «TUI»?
Участники сделки по покупке холдинга «VKO-group» не раскрыли на своей пресс-конференции информацию о стоимости контрольного пакета этой туркомпании. Поэтому эту стоимость корреспондент попросил оценить экспертов, уже имеющих опыт в продаже/покупке туристических компаний.
«Насколько мне известно, сделка была одобрена еще в ноябре, а затем шли лишь технические и организационные доработки. Более того, последние полтора-два месяца представители «VKO» появлялись на различных официальных мероприятиях как представители «TUI group», - рассказал Владимир Воробьёв, президент туркомпании «Натали Турс», купившей год назад 51% туроператора «Пантеон». По информации эксперта, стоимость холдинга «VKO», включая туроператорские структуры и агентскую сеть, немецкий гигант в условиях кризиса оценил не очень высоко. «По моим данным, помимо покрытия оперативных долгов, которые есть у всех туроператоров, покупатели вряд ли заплатили продавцам на руки больше 3-х млн евро. Причем по контракту экс-собственников «VKO» обязали как минимум 5 лет оставаться топ-менеджерами фирмы», - добавил эксперт. Что касается вопроса о том, почему выбор «TUI» пал именно на «VKO», то г-н Воробьёв полагает, что одной из главных причин было наличие собственной розничной сети в этом холдинге, а не туроператорские наработки компании. В тоже время, определенную роль сыграла и специализация «VKO» на европейских направлениях, ведь основную «массовку» по Турции и Египту покрывает другое приобретение «TUI» - туроператор «Мостравел». Таким образом, в руках у немецкого гиганта в России сосредотачиваются туроператорские структуры, покрывающие все основные направления выездного туризма, а также появляется собственная розница.
По мнению Сергея Агафонова, гендиректора «МГП» и экс-совладелеца этой сети, стоимость 100% сети турагентство «ВКО-клуб» с учётом кризисного дисконта составляет не менее $10-12 млн. «Это стоимость именно турагентской части «ВКО», операторскую часть я оценивать не берусь», - подчеркнул собеседник. По мнению эксперта, «ВКО-клуб» является очень профессионально построенной сетью, которая развивалась «планомерно и внятно». «Её ценность также повышается благодаря ещё двум аспектам: большая часть офисов продаж сети является собственными офисами, к тому же всё указывает на то, что несмотря на затраты на содержание таких офисов сеть в последнее время работала с прибылью», - добавил Сергей Агафонов.
«Выбор «ВКО-групп» очевидно был сделан неслучайно: у этого российского холдинга наиболее удачное сочетание производства и розницы», - считает Эдуард Кузнецов, президент «Мегаполюс турс», 80% которой с 2007 года принадлежит швейцарскому туристическому концерну «Kuoni Reisen Holding AG». По мнению эксперта, на данный момент стоимость 100% долей «ВКО-групп» может колебаться в диапазоне 10-15 млн евро, но это без учёта возможных долгов. «Такая покупка, это положительная тенденция, которая способствует выводу российского туристического рынка из тени, т.к. западные компании работают лишь в «белую», - добавил эксперт.
Загадкой для участников рынка остаётся мотивация Алексея Мордашова по инвестированию средств в туристическую отрасль, которая традиционно является низкодоходной, но зато высокорисковой индустрией. «Можно лишь предположить, что изначальной идеей была диверсификация бизнеса», - считает Евгений Судьбин, совладелец и заместитель директора туркомпании «Асент-тревел», которая с 2007 года входит в состав одного из крупнейших туристических холдингов Европы «HotelPlan Group». При этом эксперт затруднился оценить стоимость «ВКО-групп», однако отметил, что такие расчеты обычно делаются не исходя из оборотов компании, а по следующей формуле: средняя за 3 последних года полученная компанией прибыль, неочищенная от налогов, умноженная на некий коэффициент, который сильно зависит от состояния покупаемой компании, её положения на рынке и т.п. Обычно он колеблется от 5 до 9. При этом, как уверен Евгений Судьбин, не в последую очередь выбор «TUI» пал на «ВКО» именно благодаря грамотно созданной сети «ВКО-клуб»: «Это одна из лучших сетей в России. Насколько мне известно, в последние 4-5 лет большинство инвестиций владельцы холдинга вкладывали именно в развитие своей турагентской структуры».
Если следовать приведённой формуле и принять среднюю доходность массового туроперейтинга в России в 2-3% от оборота, то стоимость компании составит вилку от 20 до 50 млн долларов. От этой суммы стоит вычесть некоторый кризисный дисконт, который по мнению ряда экспертов, может достигать 40% от докризисного уровня.