Клановость мешает Вьетнаму догнать Таиланд.
Сегодня мы публикуем несколько необычный обзор - обзор прошедшего сезона и перспективы туррынка Вьетнама в сезоне будущем. Поводом для данного обзора стало известие, что Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC), в своем ежегодном отчете включил Вьетнам в список десяти стран мира с самыми высокими темпами развития туристической индустрии.
Так, по оценкам WTTC, Вьетнам занимает 7-е место среди 174 стран мира по показателям роста туриндустрии. По данным министерства по туризму, в 2004 году Социалистическую Республику Вьетнам посетили 2.9 миллиона иностранных туристов. При этом для российских турфирм Вьетнам остается одним из самых не раскрученных направлений возможного массового туризма. Для сравнения: посещение иностранными туристами Египта в прошлом году составило ок. 8 млн. чел., что всего в 2.5 раза больше, чем посещение Вьетнама. При этом сравнивать количество российских туристов просто не имеет смысла: 12 тыс. во Вьетнаме и почти 700 тыс. – в Египте.
Тем не менее, мы стоим на пороге настоящего бума в эту страну российских туристов. Опрошенные корреспондентом эксперты сообщили, что за последние несколько лет спрос на страну увеличился в разы. Так, Ирина Андерс, директор по маркетингу компании «ДЕО», подчеркивает, что еще несколько лет назад поток в страну был лишь индивидуальным, о массовом туризме из России речи не шло. Но туристов привлекает нетронутая экзотика страны и её крайняя дешевизна. Цены в стране очень низкие, в том числе и на размещение в отелях. Поэтому пакетные цены с перевозкой на регулярных рейсах получаются вполне сопоставимыми с пакетными ценами на отдых в Таиланде. Дополнительный плюс страны: учитывая огромную протяженность Вьетнама с севера на юг, направление является круглогодичным (всегда можно подобрать туристам курорт, на котором в данный момент комфортно).
Алена Никитина, директор по маркетингу в России и странах СНГ компании «Фокус-Азия», подчеркнула, что спрос в России на Вьетнам формировался очень медленно и исключительно благодаря усилиям самих операторов. К сожалению, помощь министерства по туризму отсутствует полностью. Однако уже 2 года назад рынок в России был готов к рывку – спрос опережал предложение. К сожалению, появление атипичной пневмонии подрубило все усилия энтузиастов на корню. Любопытно, что как только спрос оживился, в России появилось немало вьетнамских турфирм. Впрочем, даже сейчас, профессиональных туроператоров по стране можно пересчитать по пальцам. По мнению эксперта, наибольшее количество российских туристов – это туристы с Дальнего востока («Владивосток авиа» выполняет прямые рейсы), а также сибиряки – им удобно добираться «Узбекскими а/л». Как заявили эксперты, разговоры о чартерах на направлении уже велись, но исключительно на высокие даты. Впрочем за их реальность пока никто поручиться не может (пример тому – недавние неудачные попытки австралийцев по организации чартера, загубленные вьетнамскими конкурентами). Надо заметить, что при возросшем турпотоке, компании уже испытывают трудности с перевозкой. Если на Ханой летают и «Аэрофлот» и «Вьетнамские а/л», то на Сайгон (быв. Хошимин) «Аэрофлот» снял свои рейсы два года назад. Теперь это вотчина вьетнамского нац.перевозчика.
Надо заметить, что не только перевозка и пассивность министерства по туризму сдерживают российский турпоток. Как признались на условиях анонимности некоторые эксперты, сдерживающим фактором является клановость вьетнамских учреждений в России. Так, по их словам, политика «Вьетнамских а/л» направлена на поддержку исключительно вьетнамских туроператоров. Сводится это к тому, что российские компании заставляют (неофициально) покупать билеты фактически через посредников-вьетнамцев. Еще более странно ведет себя консульская служба. Учитывая, что по межправительственному соглашению консульский сбор за получение визы отсутствует, вся процедура оформления для турфирм должна была бы быть бесплатной. Однако в реальности, чтобы визы получить, их надо сдавать через вьетнамских поср