Куда приехали?
За долги сети «Куда.ру» может быть продана не только сама компания, но и аффилированная с ней сеть «Магазин Горящих Путевок» - знаменитая «МГП». При этом в понедельник ряд экспертов, опрошенных корреспондентом, оценили шансы на спасение «Куда.ру» в нынешнем виде как минимальные. Более того, в критический момент «Куда.ру» продолжают покидать её руководители: до Нового года о своём уходе заявил Сельчук Бугай (см. ленту новостей от 13.01.09), а в конце прошлой недели - Олег Шешеня.
Еще в пятницу утром Олег Шешеня в качестве гендиректора сети «Куда.ру» активно общался с журналистами, рассказывая о перспективах компании, а вечером уже покинул свой пост, уволившись. «Не скрываю, что положение сейчас очень непростое: у нас большие долги по зарплате как работающим, так и уволенным сотрудникам, кроме того, некоторые офисы закрыты из-за неуплаты аренды, есть проблемы с оплатой связи, - сообщил в пятницу Олег Шешеня «Интерфаксу», – но пока у нас остается 100% уверенность в том, что акционерам удастся найти решение из этой ситуации». Вскоре после этого стало известно, что г-н Шешеня уволился из компании.
В тоже время основной владелец компании – Александр Комарницкий, не оставляет попыток найти покупателей на свои активы. Как рассказал г-н Комарницкий «Коммерсанту», на 25-51% компании «Toparda Enterprises» (головная компания сетей «Куда.ру» и «МГП») уже найдено несколько претендентов. «Окончательное решение будет принято в течение этой недели», - обещает он. По его словам, стоимость компании сейчас остаётся на уровне 2006 года, когда инвестфонд «UFG Private Equity» оценил ее в рекордные для рынка $54.4 млн, купив 25% акций за $13.6 млн.
Однако нынешним владельцам «Куда.ру» нужно торопиться. Весной 2006 года они привлекли четырехлетний кредит на $18 млн у «ЮниКредитБанка». «Уже в апреле этого года должны начаться первые выплаты. Поэтому если деньги к этому сроку не будут найдены, компания может за долги просто уйти с молотка», - считает Сельчук Бугай. По мнению Олега Шешеня, если найти деньги не удастся, «Куда.ru» продолжит сокращать офисы продаж - их число сократится со 150 в 25 городах России до тридцати в Москве. Остальные либо станут работать по франчайзингу, либо будут проданы, либо закроются.
Более того, другой инсайдерский источник, близкий к руководству «Куда.ру», оценил шансы на нормализацию работы сети в нынешнем виде как «минимальные». «Будущее сети совершенно неясно. Комарницкий сейчас действительно встречается с очень большим количеством потенциальных покупателей, и даже в это кризисное время некоторые из них действительно проявляют реальный интерес к покупке сети. Весь вопрос упирается в цену. Сеть готовы взять за «копейки». Фактически – за долги. Но вот главная проблема – не превысит ли сумма долгов стоимость самой фирмы», - сообщил нашему корреспонденту источник, просивший не раскрывать его имени. Получить комментарий в понедельник от самого Комарницкого нам не удалось – его телефон не отвечал.
Какова же реальная стоимость «Куда.ру» в данный момент? С одной стороны, после оценки инвестфондом «UFG» головной компании «Toparda Enterprises» в $54.4 млн, она приобрела «МГП», но с другой — из-за кризиса цена бизнеса резко упала. «Чтобы грубо оценить стоимость компании столь крупной сетевой компании, за основу стоит взять изменение количества выезжающих на зарубежные курорты российских туристов. По многим оценкам, этот турпоток из-за кризиса упал на 50%. На соответствующую цифру сузилась база потенциальных клиентов «Куда.ру», и как следствие – её цена. Уменьшит её стоимость и размер долга, и количество закрывшихся офисов», - считает Александр Преображенский, один из основателей «Куда.ру». Тем не менее, эксперт считает «Куда.ру» очень сильным брендом и хорошей инвестицией для потенциального покупателя. «Узнаваемость этой марки – 30-33%. Это очень высокий показатель. Но помимо бренда, у «Куда.ру» очень сильны технологии ретейла – по системе обучения персонала, по системе юридической защите, по клиринговому центру. В мире такая модель построения бизнеса успешно работает, поэтому и у нас её потенциал очень высок», - пояснил собеседник корреспонденту .
НАША СПРАВКА: Туристический холдинг «Туральянс» был создан в 2001 г. центром фондовых операций «Тантьема». В его состав в разное время входили операторские подразделения, созданные на основе компаний «Destinations of the World Eurasia» (DOTW) и «Лагуна-тур». Также в холдинг входит медиаподразделение, включая журнал «Вояж и отдых») и сеть розничных продаж «Куда.ру». Сеть с 2002 по 2007 года входила в пул «Шесть семерок», объединяющий крупные торговые сети – «Спортмастер», «М.Видео», «Старик Хоттабыч». Осенью 2005 года «Туральянс» приобрел 27% акций компании «И-Турс» - российского подразделения немецкой компании «ITS» (входит в концерн «LTU Touristik»). А весною 2006 года 25% агентской сети «Куда.ру» было продано фонду прямых инвестиций «UFG Private Equity Fund» (принадлежал Борису Федорову, экс-министру финансов РФ, который скончался 20 ноября 2008 года) за 13.6 млн долл. Совладельцем «Тантьемы» и председателем совета директоров «Куда.ru» является Александр Комарницкий.