«Глобусом» расплатились за долги
В ближайшее время перепродажа чартерной авиакомпании «Глобус» новому собственнику вряд ли как-то повлияет в целом на российский туррынок, и даже непосредственно на туроператора «S7 Tour», который был аффилирован с этим перевозчиком. Более того, по оценкам экспертов, из-за существенного падения турпотока в условиях кризиса, даже возможное перепрофилирование «Глобуса» из чартерного перевозчика в регулярного, не создаст сколь-нибудь ощутимого дефицита в провозных ёмкостях для туррынка.
Напомним, что по данным «Коммерсанта», основные частные акционеры авиакомпании «Сибирь» Владислав и Наталья Филевы продали принадлежащую им авиакомпанию «Глобус» структурам группы «Ист Лайн» за долги, накопленные «Сибирью» при обслуживании самолетов в Домодедово. Сумма долга не разглашается, однако известно, что общая задолженность «Сибири» перед всеми аэропортами страны еще в ноябре составляла 2.16 млрд руб.
Любопытно, что продажа «Глобуса» проходила на фоне борьбы самой «Сибири» за выживание в условиях кризиса. Так, по данным «Ведомостей», в прошлый четверг Филев направил письма министру экономического развития Эльвире Набиуллиной и руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву. В них гендиректор «Сибири» пишет, что его компания нуждается в господдержке, но не может ее получить из-за Левитина. Министр транспорта, говорится в письмах, еще 17 октября сообщил Филеву, что «крайне заинтересован в объединении «Сибири» и «Аэрофлота». Затем вице-премьер Сергей Иванов поручил выделить авиакомпаниям через госбанки 30 млрд руб. Но в сформированный Минтрансом список претендентов на эти деньги «Сибирь» не попала, говорится в письмах. Более того, 19 ноября помощник Левитина Александр Юрчик, сославшись на поручение министра, сообщил Филеву, что «Сибирь» «не может рассчитывать на господдержку». «Однако денежные средства зарезервированы и будут оперативно предоставлены, если я соглашусь на слияние с «Аэрофлотом», - пишет Филев. «Кризисная ситуация в отрасли используется для поглощения авиакомпании «Сибирь» при активном включении административного ресурса, - резюмирует Филев в письме Набиуллиной. - При этом господдержка, изначально нацеленная на стабилизацию рынка, используется как инструмент недобросовестной конкуренции».
В тоже время переход «Глобуса» к новому собственнику никак не должен повлиять на ситуацию на российском чартерном рынке. «Перевозчик заключил договоры о чартерных рейсах на зимний сезон, которые ему надо выполнять вне зависимости от имени собственника», - пояснил корреспонденту Алексей Молоканов, гендиректор авиаброкерской компании «RCC». При этом даже если новый собственник захочет к следующему сезону переориентировать перевозчика, выведя с чартерного поля, то это никак на туррынке не скажется. «Из-за кризиса объёмы чартерной перевозки в стране уже упали в разы, а «Глобус» на этом рынке даже летом погоды не делал. Поэтому свободных бортов и сейчас и летом будет немало и гипотетический уход «Глобуса» никто не заметит», - считает эксперт.
Не повлияет произошедшая продажа «Глобуса» и на работу туроператора «S7 Tour», считают в самой компании. Напомним, что в конце июля 2007 года дочерняя турфирма авиакомпании «Сибирь» приобрела 90% акций туроператора «ТурЭнергоСервис» (ТЭС), который после ребрендинга стал называться «S7 Tour». Тогда эксперты оценивали стоимость сделки в $5-6 млн, называя её очень удачной, позволяющей владельцам выстроить вертикально-интегрированную компанию со своей розницей, туроперейтингом, авиаперевозкой и отелями. Действительно, «Глобус» год назад создавался не в последнюю очередь под потребности «S7 Tour», считают эксперты. Тогда же туроператор вложил существенные средства в реконструкцию ряда отелей в Хургаде (Египет – основное направление компании), получив в них эксклюзив на несколько лет. «Мы продолжаем летать как на крыльях «Глобуса», так и на крыльях «Сибири». В ближайшее время никаких изменений не предвидится», - пояснила Мария Мальцева, пресс-секретарь «S7 Tour».