У каждой турфирмы свои рецепты преодоления кризиса
Ожидание негативных последствий финансового кризиса и традиционный низкий сезон по всем направлением, который приходится на вторую половину ноября и начало декабря, наложили свой отпечаток на взаимоотношения между партнерами по туристическому цеху - туроператорами и турагентами.
Если ранее специальные акции, наподобие «купите путевку, а детей с собой возьмете бесплатно», «бесплатно получите ряд дополнительных экскурсий» и другие, касались преимущественно зимних европейских направлений, то в настоящее время они охватили и ряд исключительно пляжных курортов. Однако самыми популярными акциями, не требующие от туроператоров особых фантазий, стало предоставление турагентам многочисленных скидок и бонусов. Так, вместо привычных 8-10%, перестала удивлять уже и комиссия в 15-20%. Помимо этого, туроператоры сулят турагентствам бесплатные туры за активные продажи, а продающим менеджерам предлагают дополнительную персональную комиссию, вплоть до 5% - и это помимо основной комиссии, также немалой. Причем это касается как региональных рынков, так и московского.
Однако «такие привлекательные для турагентов комиссионные доступны не по все турам, - подчеркнула корреспонденту Мария Шулика, директор по туризму екатеринбургской туркомпании «Зима-Лето», - в основном они относятся к раннему бронированию и действуют при условии 100% оплаты в течение 3-х дней после подтверждения тура». В настоящее время на местном рынке, по информации эксперта, самая высокая комиссия в 15% предлагается туроператорами на туры в Чехию, а по курортам Гоа и Таиланда скидка достигла 12%.
Меняется и отношение турагентов к своим туристам. «Мы сами рекомендуем им при покупке тура внести полную оплату, - сообщил Сергей Казаков, директор по маркетингу сети агентств «Горячие туры», - это позволит избежать в дальнейшем проблем, связанных с изменениями первоначальной стоимости тура, например из-за колебаний курса доллара». Финансовый кризис, по мнению эксперта, пока не влияет на выбор конкретного турпродукта, заявки поступают и на дорогие туры, и на экономные, отели одинаково бронируются как на далеких курортах, так и на ближних направлениях. Но вот покупательский спрос в целом значительно снизился, отметил Сергей Казаков, особенно это заметно по небольшим городам, где остановка из-за кризиса одного-двух градообразующих предприятий немедленно сказывается на общем благосостоянии населения. И людям становится уже не до отдыха.
Более того, отличительной особенностью текущей ситуации является также и тот факт, что сейчас практически отсутствует глубина продаж, подчеркнул эксперт. Так, если ранее уже в октябре активно бронировались новогодние туры, то сейчас поступают только звонки, туристы лишь интересуются стоимостью отдыха. «Они, также как и туроператоры, заняли выжидательную позицию», - продолжил Сергей Агафонов, гендиректор сети турагентств «Магазин горящих путевок». Первые не хотят покупать туры по завышенным, на их взгляд, ценам, а вторые, на волне хороших сентябрьских и октябрьских продаж, не торопятся предоставлять скидки, чтобы не терять прибыль. Всё прояснится, по мнению эксперта, в течение текущего месяца, или туристы будут покупать туры по заявленным ценам, либо туроператоры массово начнут выпускать спецпредложения, чтобы не потерять проплаченные блоки мест в самолётах и коммитменты в отелях.
Еще одну проблему поднял Алексан Мкртчян, гендиректор ростовской туркомпании «Розовый слон»: «из-за финансового кризиса все участники туррынка перестали доверять друг другу, все требуют денег и оплат вперед». При этом никакие повышенные комиссии для турагентов, по мнению эксперта, не простимулируют покупательскую способность населения. Сами туристы просто не хотят приобретать туры по высоким ценам. «Если в прошлом году 70% новогодних туров уже было закрыто в октябре, то сейчас заявок поступает крайне мало, - отметил Алексан Мкртчян, - по уровню продаж ростовский туррынок отброшен к показателям 2002-03 годов, количество бронировок сократилось на 50%». Только сокращение в разы заявленных на сезон объемов перевозки, поможет хоть как-то удержаться на плаву всем игрокам туристического рынка, считает собеседник.