Новый год в режиме ожидания
Из-за финансового кризиса в неопределенной ситуации с продажами новогодних и рождественских туров оказались российские туроператоры. Многие из них констатируют снижение уровня таких продаж, причем неоднородность спроса не позволяет делать адекватных прогнозов по различным направлениям туризма. Однако большинство экспертов считают, что турфирмы на предстоящие новогодние праздники по сравнению с прошлым годом не досчитаются от 10% до 20% туристов, причем более точно эти потери можно будет оценить не ранее середины ноября.
«Текущие продажи новогодних туров заметно уступают в активности прошлому году», - подтвердила корреспонденту Татьяна Ванд, гендиректор туркомпании «Ванд Интернэшнл». С таким мнением согласны и в компании «ИнтАэр», объясняя падение продаж следующим образом: «Во-первых, во время финансового кризиса туристические поездки для граждан перестают быть предметом первой необходимости, многие стараются придержать деньги и свои накопления. Во-вторых, многие потенциальные туристы сейчас не могут определиться со своим отпуском: брать ли его на фоне частых сокращений и уменьшения штата в своих фирмах. По этим причинам туристический рынок на новогодние праздники может недосчитаться порядка 20% туристов, однако точнее об этом можно будет говорить лишь после ноябрьских праздников», - считает Алексей Сергеечев, вице-президент компании «ИнтАэр». Еще одну причину спада в продажах озвучили в компании «Солвекс-тревел»: «Возможно туристы откладывают покупку туров на более поздние даты из-за того, что напуганы публикациями в СМИ: на фоне кризиса многие ожидают массовых банкротств туроператоров», - считает Ирина Петрова, гендиректор компании «Солвекс-тревел». По мнению, эксперта, предновогодние, новогодние и каникулярные заезды в совокупности потеряют в турпотоке не менее 10-15%.
Активизировать спрос в сложившейся ситуации, по мнению Татьяны Ванд, может лишь существенное снижение стоимости авиатоплива, и как следствие - стоимости авиабилетов. «Нужен прецедент, например, если «Аэрофлот» существенно понизит свои расценки, то этому примеру придется последовать и другим авиаперевозчикам. В таком случае и текущие и новогодние продажи путёвок сильно оживятся», - считает собеседник. Однако пока таких поползновений у перевозчиков не наблюдается: до сих пор по большинству направлений туроператоры вынуждены продавать туры с топливной надбавкой.
Любопытно, что из-за неопределенности на рынке туроператоры не могут должным образом спрогнозировать возможные изменения по многим направлениям. «Продажи замедлились в различных сегментах, при этом на рынке складывается очень странная ситуация: менее популярные в пошлом году направления в этом сезоне бронируются активнее, и наоборот – продажи по самым ходовым новогодним турам прошлого года сейчас фактически встали», - пояснила Ирина Петрова. Например, в «Солвексе» по Таиланду сейчас практически нет глубины продаж, при этом Бали по бронировкам в этом году продается лучше, чем в прошлом. «Если год назад в это время бронировки шли высокими темпами и пиковые даты закрывались стремительно, то сейчас активно закрываются либо дешевые туры и направления, такие как, например, Чехия, либо туры дорогого сегмента с размещением в виллах. При этом продажи туров в среднем ценовом диапазоне – в районе $3000, сильно просели. Особенно это сказывается по таким странам как Таиланд, Бали, Вьетнам и Индия», - добавила Татьяна Ванд. В итоге такие пертурбации в спросе очень затрудняют делать какие-либо среднесрочные прогнозы, считает Ирина Петрова. Более определенно о распределении турпотока можно говорить лишь в контексте стоимости туров, считают в туркомпании «BSI». «По моему мнению, туристы будут больше отказываться от дальних поездок, где расценки на турпутевки на порядок выше, чем от туров в близлежащие страны. Поэтому европейские направления, скорее всего, меньше пострадает от кризиса, чем экзотические. Тем не менее, спрос просел и на новогодние туры в Европу, пока примерно на 10%», - сообщил Андрей Игнатьев, руководитель компании «BSI».
Иное видение ситуации с новогодними продажами у Владимир Воробьёва, президента компании «Натали-турс». «Хочу обратить внимание, что в 2005-2006 году активные продажи на новогодние праздники начинались лишь после окончания ноябрьских праздников, и только в 2007 году, когда ситуация в стране была наиболее стабильной, новогодние туры стали активно бронироваться ещё до ноябрьских праздников, причем с большой глубиной продаж. Поэтому в сегодняшних реалиях, когда туристы заняли выжидающую позицию по отношению к новогодним турам, сравнивать продажи с прошлым годом некорректно», - считает Владимир Воробьёв. В тоже время, по мнению эксперта, не стоит забывать об особенностях русского менталитета, когда большинство туристов обычно бронирует туры в самый последний момент перед поездкой. «Поэтому чем ближе к пиковым датам, тем ситуация будет более понятной и предсказуемой. Хотя и сейчас ситуация с продажей новогодних туров вполне нормальная для конца октября», - пояснил собеседник.