Как отразится финансовый кризис на туристическом рынке России
Финансовый кризис, сначала поразивший Америку, во вторник накрыл кредитные институты России. Вчера, несмотря на заверения правительства, он лишь усугубился. Эксперты туристического рынка прогнозируют, что при дальнейшем развитии кризиса на финансовом рынке, он неизбежно перекинется на туристический. С большой вероятностью в ближайшее время мы можем стать свидетелями крушения целого ряда крупных туроператоров. Турагентствам стоит быть готовыми к такому развитию событий.
Напомним, что финансовый кризис, начавшийся год назад, на прошлой неделе вступил в новую фазу: Америку потрясла череда банкротств финансовых компаний. Сначала, чтобы не допустить полного краха ипотечного рынка были национализированы такие его «киты», как «Fannie May» и «Freddie Mac». А на днях был поглощен инвестиционный гигант «Merill Lynch», а затем обанкротился другой крупнейший инвестиционный банк – «Lehman Brothers». А всего с начала кризиса разорились 11 компаний. Это заставило экономистов заговорить о начале глубокого кризиса, сравнимого с Великой депрессией. Бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен уже назвал развивающийся финансовый кризис самым тяжелым со времен Второй мировой войны. Некоторые социологи и историки видят в этом начало давно предрекаемого краха «Американской империи», а возможно и всей нынешней миросистемы.
Этот вторник оказался самым драматичным днем со времен дефолта 1998 года и для фондового рынка России. Ведущие российские компании и банки потеряли за один день до трети своей рыночной стоимости. Уже после окончания торгов, по итогам которых индекс ММВБ обрушился на 17.45%, а индекс РТС упал на 11.47%. Аналитики считают, это падение затронет даже простых потребителей. Ряд российских банков уже испытывает проблемы с расчетами с контрагентами из-за нехватки ликвидности, признал вчера вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Он отметил, что российским банкам нужно время, чтобы приспособиться к работе в новых условиях, таких как сокращение внешних заимствований, удорожание денег и уменьшение их предложения на рынке. При этом для поддержания рынка денежные власти страны приняли решение существенно увеличить общее предложение на внутреннем рынке: кредитные институты ждут обещанной от государства поддержки через системообразующие банки на сумму 1.1 триллиона рублей...
Все эти драматические события не могут не повлиять на российский туристический рынок, считают опрошенные корреспондентом эксперты. «Если финансовый кризис продолжит усугубляться, то он непременно затронет туристическую отрасль. Пострадают, прежде всего, крупные туроператоры, абсолютное большинство которых активно используют оборотные средства и кредиты банков», - считает Андрей Игнатьев, вице-президент Ассоциации Туроператоров России (АТОР). Впереди зимний сезон, когда обороты обычно падают, и для поддержания стабильности фирмы и её дальнейшего роста кредиты им нужны особенно остро, пояснил эксперт. «Обычно в течение летнего сезона туроператоры зарабатывают достаточно денег, чтобы расплатится по кредитам и получить некоторую прибыль. Но прошедшее лето было одно из самых тяжёлых за всю историю российского турбизнеса. Большинство компаний остались в минусе, хотя многие предпочитают это не афишировать. Как конфиденциально признался мне руководитель одной компании, «мы боимся садиться и считать итоги сезона». При этом в конце сентября туроператорам как раз нужны средства для проплаты депозитов по зимним чартерам и коммитментам в отелях. Для этого, как обычно, все надеются на банковские кредиты», - уточнила Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского Союза Туриндустрии (РСТ).
Однако банки, попавшие в кризис, прежде всего откажут в кредитах тем отраслям экономики, которые являются низкодоходными и рисковыми. Туризм как никто другой соответствует этим условиям: маржа туроперейтинга на массовых направлениях редко превышает планку 2% от оборота, при этом весь бизнес сильнейшим образом зависит от множества внешних факторов. Поэтому можно ожидать краха целого ряда игроков, считают оба эксперта. «В этом случае в туризме начнется острый кризис. В итоге, в лучшем случае, сократится спектр и количество предлагаемых на рынке туров, ведь туроператорам будет просто не на что реализовывать свои планы. А в худшем варианте – произойдут банкротства. Причем по российской традиции они с большой вероятностью пойдут по нецивилизованному пути, когда руководство компаний просто «растворяется», - считает Ирина Тюрина.
Что же стоит предпринять агентствам, чтобы не потерять свои деньги при возможном крахе какого-либо туроператора? Андрей Игнатьев считает, что самое правильное сейчас решение для турагентов – тщательно отслеживать состояние своих партнеров-туроператоров, например, тесно общаясь с их сотрудниками. «Плохие симптомы – это задержка зарплат, затягивание выплаты агентствам заработанных ими бонусов, свертывание различных обучающих семинаров и отказ от участия в воркшопых или выставках. С такими туроператорами надо быть очень аккуратными», - считает эксперт.