ФАС взялась за туристический рынок
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) взялась за туристический рынок. И хотя это выглядит довольно странным, ведь туризм как никакой другой сектор российский экономики демонстрирует высочайший уровень конкурентности, ФАС в дальнейшем планирует расширить на нём свои проверки.
«Пока это именно проверки, а не расследования. Для начала мы взяли только одного туроператора и проверяем на его примере логику повышения стоимости турпакетов», - рассказал корреспонденту Тимофей Нижегородский, начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы. Для этого чиновники запросили данные не только у туроператора, но и у авиакомпаний, а также у Росаэронавигации. По информации собеседника, данная проверка проводится не в рамках расследования дела о топливных сборах, а «инициирована благодаря жалобам населения на постоянно растущие цена на туристические услуги». Как пояснил г-н Нижегородский, в ФАС появилось подозрение, что туроператоры под шумок постоянно дорожающего топлива решили дополнительно повысить расценки на свои туры, выдав это за новые топливные сборы.
«Пока мы не нашли никаких нарушений. Судя по предоставленным данным, повышение расценок на туры происходило синхронно с повышением топливных надбавок. Но вполне вероятно, что по итогам этой проверки мы начнем проверять турфирмы, расположенные вдали от основных коммуникаций», - сообщил собеседник. По мнению чиновника, именно в Сибири и на Дальнем Востоке, где из-за затрудненной транспортной доступности количество авиакомпаний и туроператоров, по сравнению с европейской частью страны, слишком мало, есть вероятность установления монопольно высоких цен на турпутёвки и авиабилеты.
Любопытно, что для своей первоначальной проверки чиновники ФАС выбрали московского туроператора «R-tours», известного на черногорском направлении. По словам Тимофея Нижегородского, эта компания была выбрана методом случайного отбора. «Пока вся проверка сводилась к тому, что ФАС запросило у нас статистику по динамике цен на туры и авиабилеты, начиная с 01 января 2007 года и по настоящее время. Мы им эти данные предоставили и больше они к нам не обращались. Сама же проверка проводится на предмет того, не завышены ли у нас цены», - рассказала нашему корреспонденту Юлиана Савицкая, главбух компании «R-tours». Впрочем, в компании не скрывают своего удивления по поводу такого пристального интереса антимонопольщиков к своей деятельности. «Этот сезон не самый лучший, особенно он был тяжелым в начале лета. И хотя сейчас туры в Черногорию продаются очень хорошо и бизнес работает с прибылью, о каких-то завышенных ценах речи идти не может. Конкуренция на черногорском направлении очень высокая», - пояснила собеседник.
Удивлены вниманием ФАС к туристическому рынку и в Ростуризме. «Конечно, проверять турфирмы – это их законное право. Вероятно, ФАС пытается найти какой-либо картельный сговор, в результате чего поднялись цены на путевки. Но на туррынке такой сговор фактически невозможен. Поэтому я удивлен такими проверками», - сообщил Анатолий Ярочкин, новый руководитель Ростуризма. Как подчеркнул собеседник, теоретически сговор туроператоров возможен на немассовых экзотических направлениях, но и там в последнее время представлено немало игроков и конкуренция между ними очень сильна. Нет на туристическом рынке и неоправданного завышения цен на туруслуги, ведь все отели имеют публично опубликованные расценки на проживание (rack rates), выше которых турфирмы их продавать просто не могут – клиенты не будут покупать такие туры.
Стоит отметить, что при любом итоге проверок никаких санкций к турфирмам ФАС применить фактически не сможет, считают юристы. «Санкции возможны, если ФАС докажет, что проверяемый туроператор занимает на рынке доминирующее положение», - считает Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата». Даже рассматривая рынок не целиком, а лишь по отдельно взятым направлениям, этого при современном состоянии туротрасли сделать невозможно, считает эксперт. По его мнению, такие проверки антимонопольной службы всё-таки логично связать именно с историей проверок топливных надбавок: «туризма они коснулись лишь формально, чтобы убедиться, что туркомпании никак на растущие цены повлиять не могли». «К туризму куда ближе проблема демпинговых цен. Но они караются, только если являются не просто демпинговыми, а «монопольно низкими», т.е. при условии, что демпингующая компания занимает не менее 35% рынка», - добавил Георгий Мохов. Впрочем, не стоит забывать, что ФАС может привлечь турфирмы к ответственности не только за манипуляции с ценами, но и еще по 14-ти признакам нарушения конкуренции. Например, за недобросовестную конкуренцию, за сговор, за рекламу, проходящую с нарушением закона и т.п.