Общественники рекомендовали не задерживать туристов с вылетом
В конце прошлой недели рабочая группа Общественной палаты РФ по защите прав граждан России за рубежом и международному туризму обсудила участившиеся в последнее время случаи задержек чартерных авиарейсов с туристами. Члены Палаты постарались обратить на эту проблему особое внимание авиакомпаний и туроператоров, а также выработали для них ряд рекомендаций. Впрочем, эксперты считают эти рекомендации и так очевидными для участников туристического рынка авиаперевозок, полагая, что для изменения ситуации с задержками было бы намного эффективнее, если бы Палата выступила с законодательной инициативой по пересмотру размеров штрафов за такие задержки.
Так, по итогам обсуждений члены рабочей группы Палаты приняли список рекомендаций. «Во-первых, в случае форс-мажорных ситуаций авиаперевозчик обязан самостоятельно решить проблемы горячего питания, медикаментозного обеспечения, средств связи, а также временного размещения пассажиров в гостинице. Во-вторых, туроператорам, во избежание конфликтных ситуаций на территориях аэропортов, необходимо оперативно реагировать на информацию о технических неисправностях или задержках воздушных судов и, по возможности, не вывозить туристов из отелей до прояснения ситуации. В-третьих, авиакомпаниям рекомендуется увеличить штат представителей на территориях аэропортов, расположенных по наиболее массовым и «проблемным» направлениям. В-четвертых, представителям авиакомпаний следует обратить особое внимание на корректность и эффективность разъяснительной работы с авиапассажирами. Члены Общественной палаты призывают авиаперевозчиков учитывать интересы малолетних и престарелых пассажиров, которые нуждаются в повышенном комфорте и внимании».
В случае нарушения прав авиапассажиров Палата призывает немедленно обращаться по телефону «горячей линии» Федерального агентства воздушного транспорта (495) 155 53 73, которая работает круглосуточно.
«Никакие рекомендации, требования и даже законы не действуют без санкций, установленных за их неисполнение. А санкций для авиакомпаний за задержки практически отсутствуют. На мой взгляд, намного полезнее была бы инициатива Общественной палаты по внесению поправок в Воздушный Кодекс РФ для изменения издевательских 25 рублей в час за задержку вылета рейса», - считает Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата». Обеспечение качественной работы авиаперевозчиков, включая соблюдение графика полетов и обеспечение комфорта ожидания пассажиров, это сложная многоуровневая задача, связанная и с работой государственных контролирующих ведомств, и с эффективностью управления аэропортами, и экономической обоснованностью деятельности множества участников. Одних «добрых советов» будет недостаточно для решения такой задачи, считает эксперт. «Хотя, безусловно, Общественная палата дала верные рекомендации», - добавил г-н Мохов.
Напомним, что несмотря на большой общественный резонанс новогодних задержек 2007 года, новые Федеральные правила авиаперевозок были приняты без штрафов, которые перевозчик должен уплатить пассажиру за задержку рейса. В Правилах лишь изменились и был уточнен порядок обслуживания пассажиров при задержках: подробно было расписано то, что перевозчик обязан предоставить пассажирам при определенных временных интервалах задержек. Как считают наблюдатели, тогда Минтранс просто спустил тему увеличения штрафных санкций на тормозах. Как признался нашему корреспонденту один из экспертов, в правовом плане перевозчикам ничего не мешает указывать в билетах не точное время вылетов, а его временной интервал. «Если задержка рейсов в 1-2 часа стала нормой, почему бы так и не указывать в билете. Тогда вопрос штрафных санкций отпадет сам собой», - заявил собеседник. И хотя, как он подчеркнул, такое предложение можно рассматривать лишь как шутку, ибо в реальности законы конкуренции не допустят появления в билетах «примерного времени вылета», проблема задержек рейсов в России при нынешнем состоянии авиапарка перевозчиков и при пренебрежении чиновников правами пассажиров