Готовый турбизнес охотно раскупают
Крупные покупки туроператорских компаний всегда вызывают большой резонанс на туристическом рынке. Однако, как оказалось, менее значимые сделки по купле-продаже происходят на туристическом рынке практически ежедневно. Особенно высокой активность по сделкам с действующим турбизнесом фиксируется экспертами в преддверии наступления летнего и зимнего туристических сезонов.
«Продажа действующего туристического бизнеса стала весьма популярной 2-3 года, и связано это с тем, что многие предприниматели обратили свое внимание на туристический бизнес, порог вхождения для которого до сих пор относительно невысок. Например, стоимость так называемого «однокомнатного агентства» в Москве колеблется в среднем от 30 до 50 тысяч долларов», - сообщил корреспонденту Георгий Мохов, директор юридической компании «Персона Грата». Как подчеркнул эксперт, по современным меркам, это небольшая сумма, которая позволяет приобрести уже действующий бизнес с небольшой, но налаженной инфраструктурой, клиентской базой и небольшой отработанной рекламой кампанией.
«Число сделок, которые проходят по приобретению готового туристического бизнеса, значительно вырастает в весенний период, как правило, с января по март. Бизнесмены стараются завершить сделки где-то до середины апреля, чтобы успеть влиться в летний сезон», - пояснил собеседник. В тоже время, общей статистики по таким сделкам никто не ведет, да это и невозможно. Можно только говорить о том, что каждый год наблюдается значительный прирост таких сделок. «В общем, можно говорить о том, что довольно много туристических компаний покупается и продается, но, как правило, это не очень дорогие предложения ценовой категории до 100-150 тысяч долларов», - добавил Георгий Мохов.
При этом наиболее серьезной проблемой в таких сделках является оценка реальной стоимости туристической компании, подчеркнул эксперт. «Достаточно часто заявленная стоимость учредителями основывается лишь на их представлении того, сколько они хотят получить для того, чтобы компенсировать свои затраты на организацию этого бизнеса. Однако когда компания оценивается профессионалами и производиться выборочный аудит, т.е. оцениваются финансовые показатели, эффективность деятельности компании и т.п., ранее объявленная цена за компанию довольно часто сильно понижается», - пояснил Георгий Мохов. По мнению собеседника, многое зависит от формальностей, от налаженного бухгалтерского учета, от налаженного рабочего процесса, от того, как оформлена аренда и т.д. «Довольно часто случаются ситуации, когда туристическая компания внешне выглядит очень привлекательной, имеет красивый и хорошо оформленный офис и на первый взгляд активно и грамотно работает, но при оценке формальных документов выясняется, что у нее чрезвычайно запущенна отчетность, не уплачены налоги за последние 1.5 - 2 года, трудовые договоры с работниками не оформлены, договор аренды держится только на личных связях директора турфирмы с арендодателем. Естественно, что при покупке такой компании у покупателя естественно возникает довольно много вопросов», - рассказал эксперт. Поэтому, для того чтобы иметь инвестиционную ценность, туристической компании необходимо соблюдать довольно большое число формальностей, и прежде чем выставлять компанию на продажу, собственникам надо на эти формальности обратить самое пристальное внимание, добавил Георгий Мохов.
Любопытно, что причиной продажи туристического бизнеса бизнесмены чаше всего называют перепрофилирование активов, когда учредители отказываются от туристического бизнеса в пользу какого-то другого: торгового, инвестиционного, финансового либо иного рынка. «Также достаточно часто причиной продажи туристических компаний является повысившаяся конкуренция в каком-то сегменте или на какой-то территории в городе, усталость от бизнеса тоже довольно часто называется в качестве причины продажи. Кто хоть раз столкнулся с работой в туристическом бизнесе, прекрасно понимает, насколько это нервный, сложный и хлопотный бизнес, далеко не