Турпоток на Кипр сократился за последние восемь месяцев на 10,9%
По данным официального отчета, опубликованного в минувший четверг, турпоток на Кипр сократился за последние восемь месяцев на 10,9%. Это не самые катастрофические результаты воздействия экономического кризиса.
Спад деловой активности в европейских странах сейчас начал ощущаться в туристическом секторе средиземноморского региона. Причем наиболее интенсивное сокращение турпотока было зафиксировано в августе – на пике сезона.
В период с января по август Кипр посетили 1,47 млн. туристов, а в течение аналогичного периода прошлого года их количество достигло 1,66 млн.
Только в августе объем турпотока сократился на 11,1% по сравнению с прошлым годом. Если тогда количество туристов составило 328 100 человек, то сейчас их число упало до 291 583 человек.
Наиболее существенное падение спроса на туры в Кипр зафиксировано в России (31,9%), далее следует Великобритания, являющаяся главным генератором спроса (11,5%), и Швеция (5,3%).
Однако турпоток из Норвегии увеличился на 15,8%, а из Германии – на 2,3%.
По оценкам правительства Кипра, итогом 2009 года станет общее сокращение туристических заездов на 10%. В целях смягчения неблагоприятного экономического климата кипрские турфирмы сосредоточились на обслуживании местных туристов, предложив группам малоимущих проживание в отелях по сниженным ценам.
Турпоток из Кипра сократился в июле почти на 6%.
Основу турпотока в Кипр составили жители европейских стран.
Общий доход Кипра от туристической деятельности сократился в 2008 году на 3,5% и составил 1,79 млрд. евро ($2,5 млрд.). В 2007 году этот показатель достиг 1,85 млрд. евро ($2,6 млрд.).
Доля туризма в ВВП Кипра составляет 12%.
Доходы от автомобильного туризма помогли увеличить ВВП Кипра на 4,4% в 2007 году и на 3,7% в 2008 году. Однако загрузка отелей упала этим летом на 20%.
За первый квартал 2009 года экономический спад на Кипре достиг 0,6%, а за второй квартал – 0,4%, сообщила в понедельник Государственная статистическая служба Кипра.
За первое полугодие 2009 года ВВП Кипра сократился на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
Несмотря на неутешительные итоги, Министерство финансов Кипра по-прежнему придерживается своих прогнозов, согласно которым рост ВВП Кипра должен составить в этом году 1%.
В 2008 году турпоток на Кипр сократился на 0,5% и составил 2,40 млн. чел., в то время как в 2007 году число туристов насчитывало 2,41 млн. чел. Такое последовательное сокращение турпотока не наблюдалось с 1996 года.
40% болгарских турфирм работает по «серым схемам»
По данным статистики, около 40% болгарских туроператоров работает вне правового поля. Об этом сообщил председатель Туристической палаты Болгарии профессор Цветан Тончев (Tsvetan Tonchev). В Болгарии официально зарегистрировано 800 туроператоров и примерно столько же оказывают туристические услуги без лицензии.
По оценке Тончева, ключевые черноморские курорты Болгарии, Нессебр и Варна, извлекли в 2008 году доход в размере 3 млн. болгарских левов каждый. Приблизительно такие же показатели были достигнуты в 1990 году. Однако за это время количество турфирм не увеличилось, равно как и количество туристов.
Тончев надеется, что суд над организаторами рокового тура в Охрид, когда 15 болгарских туристов утонули в озере, станет показательным и поможет предостеречь туристов от взаимодействия с нелегальными туроператорами.
По оценке Туристической палаты, доля туризма в ВВП Болгарии составит в 2009 году 10%, валовой доход от туристической деятельности достигнет 2,5 млрд. евро, а турпоток в страну сократится на 12-15%.
«Трансаэро» уходит с Кубы, «Аэрофлот» не приходит на Доминикану
Попытка «Аэрофлота» выйти на доминиканское направление (см. ленту новостей от 11.08.09) похоже закончилась фиаско, причем оно повлекло за собой целый передел рынка всего латиноамериканского авиационного направления. Прежде всего, прямым следствием этой попытки «Аэрофлота», как ни странно, стал уход с кубинского направления авиакомпании «Трансаэро».
Как утверждают в туркомпаниях, знакомых с ситуацией, «Трансаэро» воспрепятствовало «Аэрофлоту» в его желании запустить рейс на доминиканский курорт Ла Роману, рассматривая его как конкурента своего рейса в доминиканскую Пунто-Кану. В ответ «Аэрофлот» предпринял усилия по отзыву у «Трансаэро» разрешений на полеты на кубинский курорт Варадеро, одновременно увеличив частоту своих еженедельных рейсов до Гаваны с 3-х до 5-ти. В самих авиакомпаниях наотрез отказываются комментировать такие предположения. Более того, в их пресс-службах пока не готовы даже сообщить о судьбе планируемых рейсов до Ла Романы и до Варадеро, призывая дождаться официального утверждения зимнего расписания. В тоже время большинство туроператоров, ранее имевших блоки на рейсе «Трансаэро» на Варадеро, уже подтвердили корреспонденту отмену этой программы на предстоящую зиму.
«Скорее всего, такие запреты делаются через местные авиационные власти, с которыми авиакомпаниям иногда удаётся договориться о негласной монополии на направлении в обмен на её активное развитие. В данном случае Доминикану действительно активно раскручивало именно «Трансаэро», а раскрутив, оно естественно желает оставаться на направлении монополистом. С другой стороны, «Аэрофлоту», имеющему на Кубе прочные позиции ещё со времён СССР, было бы разумно ими воспользоваться в процессе конкурентной борьбы на рынке. Вот и нашла коса на камень. Зато теперь их сферы влияния в Карибском бассейне поделены чётко», - считает эксперт, пожелавший остаться неназванным.
Впрочем, существуют и другие версии ухода «Трансаэро» с кубинского рынка. «Я думаю, перевозчик в кризисное время решил сосредоточиться на направлениях, где его перевозка пользуется высоким спросом. А Варадеро к ним отношения не имела – в прошедшем сезоне этот рейс грузился туроператорами с большим трудом. Зато по Доминикане рейс «Трансаэро» оказался востребованным даже во время дна кризиса», - предположил другой источник.
В тоже время уход «Трансаэро» с Кубы туроператорами был оценён взвешено. «Почти все участники кубинского рынка «расселись» на рейсах «Аэрофлота» ещё летом. При этом перевозчик давал туроператорам столько мест, сколько им было нужно, не принуждая брать на себя повышенные обязательства. В итоге, несмотря на увеличение в этом году количества зимних рейсов «Аэрофлота» с 3-х до 5-ти, количество кресел, отданных под туррынок, осталось на прошлогоднем уровне. А вот когда встал вопрос о возобновлении рейса «Трансаро», все игроки рынка «напряглись» - эта перевозка привела бы направление к демпинговым войнам из-за переизбытка предложения над спросом. Поэтому решение «Трансаэро» об уходе с Варадеро можно оценить как мудрое и своевременное», - считает Татьяна Ванд, гендиректор туркомпании «Ванд Интернэшнл».