Для чартеров не хватает лайнеров
Необычное явление, ранее не наблюдавшееся и обусловленное, как считают эксперты, кризисом, стало в последнее время наблюдаться на стыке туристической и авиационной отраслей. Вопреки прогнозам, у авиакомпаний стала ощущаться нехватка лайнеров для обслуживания чартерных заказов от туроператоров. Впрочем, речь идёт не о всех типах лайнеров, а лишь о наименее вместительных. Прежде всего – о Boeing-737 и Airbus А-320, обладающих вместимостью в 120-150 кресел в зависимости от компоновки.
«Действительно, в нынешней ситуации туроператоры стараются заказывать у авиакомпаний небольшие по вместительности воздушные суда, так как ими легче маневрировать. Дело в том, что в условиях кризиса спрос на направлениях довольно нестабильный и не до конца понятный, а небольшие самолёты уменьшают уровень финансового риска», - считает Алексей Молоканов, гендиректор авиаброкерской компании «RCC». Как подчеркнул эксперт, маленькими самолетами гораздо легче оперировать - их удобнее снимать с направления либо добавлять. При этом сейчас стоимость кресла в маленьких самолетах стала сопоставима со стоимостью в больших лайнерах.
«Я полагаю, что и кризис и стык межсезонья оказали особенно сильное влияние на спрос на небольшие самолеты в авиакомпаниях. Но в любом случае, борта небольшой вместимости более востребованы у туроператоров, чем крупные лайнеры. Такая тенденция наблюдается на протяжении всего текущего лета», - добавил Александр Морозов, исполнительный директор авиаброкерской компании «Авиачартер». Несмотря на то, что по оценкам эксперта в общей сложности у российских авиакомпаний находится в эксплуатации порядка 100 небольших самолетов типа Boieng-737 и А-320, туроператоры столкнулись с их дефицитом. Сильнее всего он проявляется в межсезонье (в конце сентября – начале октября), когда еще не закончены летние чартерные программы, но уже запускаются зимние: по нашим данным, целый ряд зимних чартеров, возможно, будет сдвинут на 1-2 недели вперёд именно из-за невозможности найти туроператорами свободных бортов малой ёмкости. Впрочем, сами туроператоры просили не называть их имён и даже проблемных направлений, опасаясь испортить отношения с перевозчиками.
Туроператоры остались недовольны Сочи
Летний сезон 2009 года оказался для Сочи провальным и снижение количества туристов на этом курорте по разным экспертным оценкам доходит до 25-50%. Такой низкий результат получился по причине инертности хотельеров, которые до последнего момента проявляли твёрдолобость, надеясь на увеличение турпотока по высоким расценкам. Откровенная дороговизна перевозки на курорт, когда авиабилет в одну сторону доходил до 400$, а также «олимпийская» стройка, отпугивающая туристов, также поспособствовали провалу туристического сезона.
«Как и на большинстве направлений в Сочи наблюдается снижение турпотока, которое составляет как минимум 15% от прошлого года. Такой результат получился из-за того, что владельцы курортных объектов слишком долго не шли на снижение своих расценок. В итоге туристы выбрали другие курорты. Тем более, что в СМИ крайне неправдоподобно, но активно раздувалась информация о Сочи, как о большой стройке», - рассказал корреспонденту гендиректор туркомпании «Астравел» Валерий Лощиц. К тому же высказывание нового мэра города-курорта о том, что туроператоры завышают цены на туры, также оказало негативное влияние на спрос, подчеркнул собеседник. Ещё о более значительном снижении турпотока сообщил Валерий Китель, гендиректор туркомпании «КРиСТ»: «Сезон получился хуже, чем хотелось. По моим наблюдениям, турпоток упал на 25-30%. Проблема заключается в дорогом проживании и транспорте. Так, билет на поезд в одну сторону стоит порядка 3.5-4 тыс. рублей», - сообщил эксперт.
По мнению руководителя российского отдела туркомпании «Звёздный Путь» Ирины Красковой, количество туристов на курорте по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 50%. «Если говорить о сезоне, то сезон не сложился. Совокупное снижение спроса, с учётом того, что он начал снижаться ещё в прошлом году, достигло 50%. Туристы просто не едут в Сочи. Возможно это из-за строительства олимпийских объектов. Хоть стройки и точечные, но дорога одна, поэтому там возникают постоянные пробки. Плюс высокие цены на отвратительный сервис: я имею в виду, кафе, рестораны и прочее», - отметила эксперт. Также крайне высоки цены на авиаперелёт. Например, в августе на некоторые даты полёт на «Аэрофлоте» в одну сторону в эконом классе обходился в 13 тыс. рублей, а средний уровень цен на билет туда-обратно достигал 20 тыс. «Греция в этом сезоне выходит явно дешевле», - констатирует г-жа Краскова.
«Если говорить в целом за сезон и только за Краснодарский край, то спад составляет порядка 15%. В первую очередь на ситуацию повлияли цены, так как на их корректировку в сторону снижения пошло крайне мало объектов, да и сделано это было несвоевременно. Все ждали до последнего момента. В тоже время в этом году резко увеличилось количество туристов-«дикарей», которые приехали на черноморское побережье на личном авто, чтобы сэкономить», - добавил Алексей Высоканов, гендиректор туркомпании «Мульти Тур».