Турпоток на российские черноморские курорты продолжает падать
На курортах российского Черноморья продолжается спад турпотока, который по оценкам экспертов достигает 10%-30% в зависимости от региона. Даже целая серия снижений расценок от хотельеров на наземное обслуживание не смогла выправить ситуацию. При этом из-за кризиса на рынке резко увеличилось количество туристов, заказывающих у турфирм неполный турпакет, а также полностью самостоятельно организовывающих свой отдых.
«Спад турпотока, по моим наблюдениям, по месяцам распределяется достаточно равномерно, порядка 25-30% по сравнению с прошлым годом. На август мы прогнозируем снижение того же объёма. Напомню, что изначально заявленные хотельерами цены по наземному обслуживанию были выше, чем прошлогодние, но востребованы рынком они не были. Лишь после целой серии снижений, которые продолжались всё лето, цены достигли уровня 2008 года. Но, к сожалению, для активизации спроса этого запоздалого шага оказалось уже недостаточно. На мой взгляд, этот сезон – это год «туристов – рыбаков», которые сидят и ждут, что клюнет какое-нибудь дешёвое предложение. Эти туристы играют на понижение, поэтому заезды во многом оформляются за неделю или менее, когда туроператоры начинают выпуск спецпредложений», - сообщил Сергей Ромашкин, гендиректор туркомпании «Дельфин». Одной из ярких тенденций этого сезона эксперт считает попытки установления прямых контактов туристами с курортными объектами: этим летом существенно выросло количество туристов, которые приезжают на курорт и ищут жильё самостоятельно. «Туристы верят, что так выйдет дешевле, хотя это далеко не всегда так. А вторая тенденция - заказ туристами у туроператоров минимального объёма услуг. Например, только койку, а транспорт и питание они берутся организовать сами. То есть идёт процесс упрощения турпродукта», - добавил собеседник.
«Ещё при процессе контрактирования мы предлагали гостиницам договориться. Мы предлагали сделать цены на наземное обслуживание минимальными настолько, насколько это возможно. В обмен мы готовы были максимально уменьшить норму туроператорской прибыли. И те комплексы, которые на это пошли, продаются достаточно хорошо. Проблемы у тех объектов, которые повысили цены. Такое повышение достигало 12-15%, но эти отели прогадали и теперь стоят полупустыми», - добавил корреспонденту Валерий Лощиц, гендиректор туркомпании «Астравел».
По наблюдениям гендиректора туркомпании «Мультитур» Алексея Высоканова, в этом году ярко выраженными стали продажи в последний день, когда, как в прошлом сезоне, туры обычно покупались за две недели. «Однако говорить о том, что все продажи перешли в режим last minute нельзя, хотя их всё-таки большая часть», - пояснил эксперт. Любопытно, что по информации собеседника, традиционная наценка на билеты от РЖД на летний период, которая обычно составляет порядка 20%, в этом году введена не была. «Тем не менее, это тоже не помогло, и общий спад на направлении составляет порядка 10-15% по сравнению с прошлым годом. Я думаю, что таким он и останется по итогам всего лета», - констатирует собеседник.
Корейцам помогла погода
Национальная организация по туризму Кореи сообщила о значительном увеличении турпотока из России в июне месяце. Более того, по её данным рост турпотока наблюдается всю первую половину 2009 года. В тоже время туроператоры дальневосточного региона роста количества туристов на южнокорейском направлении не фиксируют.
Так, согласно статистическим данным, предоставленным иммиграционной службой Республики Корея, въездной поток из России в Корею в июне 2009 года составил 16`834 человек, что на 43.3 % больше по сравнению с июнем 2008 года. Всего же в период с январь-июнь 2009 года «страну утренней свежести» посетило 3`792`355 туристов, из них 69`398 – россияне. В процентном соотношении это на 0.9 % больше, согласно статистике, чем за тот же период 2008 года.
В тоже время отечественные операторы из Владивостока столь значительного увеличения не заметили. Однако предположили, что поспособствовало столь стремительному росту российского турпотока в условиях кризиса.
«На мой взгляд, значительное увеличение количества туристов на южнокорейском направлении в первый месяц лета связан с плохой погодой в Приморье. Практически два месяца шли дожди. С одной стороны Европа в этом сезоне для нас существенно подорожала, а с другой стороны, корейские хотельеры значительно скинули цены на наземное обслуживание по сравнению с прошлым годом. К причинам роста российского турпотока также можно отнести и серьёзную рекламную компанию, которую развернули корейцы в нашем регионе в последние полгода», - рассказала корреспонденту Наталья Шарыгина, гендиректор хабаровской туркомпании «Новый век». Среди других причин игроки отметили организацию прямой паромной перевозки в Корею из Владивостока, которая ранее базировалась в посёлке Красино, находящийся южнее. «Вероятнее всего такое увеличение в июне наблюдается потому, как запустили паромную перевозку, которая дешёвле самолёта», - добавил менеджер туркомпании «Asia Tour» Светлана Бекенова. Однако паромом в основном пользуются сами корейцы и туристы из Японии, и его загрузка сейчас далека от 100%, добавила собеседник.