Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Акции протеста в Пакистане, угрозы со стороны Аль-Кайеды, смятение в рядах туристов-мусульман: последовавшая в ответ на намерение Франции покончить с паранджой цепная реакция отозвалась эхом далеко за границами государства.
Законопроект, объявляющий табу на «завуалированные» лица в поддержку системы ценностей Французской Республики, уже в этом месяце пройдет слушания в Сенате и, судя по всему, будет одобрительно принят парламентариями, представляющими главное препятствие на пути ратификации документа. Впрочем, в случае положительного решения Сената, французским дипломатам предстоит поработать в поте лица и постараться сделать так, чтобы запрет на паранджу не рассорил Францию с заинтересованными странами, не уменьшил число иностранных толстосумов в магазинах и не вызвал вспышку насилия со стороны исламистов-радикалов, сообщает «АFР».
Для государства, которое денно и нощно борется за упрочение своего дипломатического влияния на международной арене, холит и лелеет свои свободолюбивые светские принципы и репутацию ведущего туристического направления мирового уровня, все это выглядит как задача со многими неизвестными.
Гарантия равенства мужчины и женщины, честь и безопасность слабого пола – под такими официальными лозунгами Франция выступила в поход против исламской вуали, чаще всего – «никаба», оставляющего открытыми только глаза.
Сколько бы французские власти не били себя кулаком в грудь, утверждая, что полный (а он распространяется и на иностранных туристок) запрет на этот атрибут гардероба мусульманок не имеет ничего общего с борьбой против исповедуемой ими религии и традиции, они так и не смогли убедить в своей правоте весь остальной мир. Причем в разряд сомневающихся попали союзники Франции, как на западе, так и среди арабского мира, которых никогда раньше нельзя было заподозрить в недружественных настроениях по отношению к этому европейскому государству. Не удалось французам «разжалобить» на дорогостоящие покупки и состоятельных туристок, которые привыкли «косяками» ходить по так называемому «золотому треугольнику» - элитарному торговому району Парижа в окрестностях Елисейских Полей.
Тот факт, что ряд европейских стран, в том числе Бельгия, разрабатывают аналогичное законодательство, а некоторые страны исламского мира (к примеру, Сирия и Египет), на официальном уровне ограничили право ношения вуали на лице, если и подкрепляет доводы французского правительства, то, во всяком случае, не до такой степени, чтобы обеспечить ему победу в этом споре.
«Турист всегда стремится туда, где, он знает, его ждут и любят»,- отметил Даляль Саиф (Dalal Saif) из приграничного с Саудовской Аравией султаната Оман во время своего трехнедельного летнего посещения Франции. Тесно связанный по работе с нефтяным бизнесом, как-то раз вместе с семьей Саиф почти целый день провел в магазине на Шанз-Елизе, выбирая духи и косметику, набив в итоге товаром целый баул.
«Если люди перестанут ощущать комфорт, этот источник дохода для Франции иссякнет»,- сказал Саиф, по мнению которого, подобная мера только нарушит традиционно французский образ хранителя и защитника свобод.
По сравнению с прошлым годом, за первые шесть месяцев 2010 года число туристов из нефтеносного ближневосточного региона, посетивших Париж, выросло почти на 30%. Такую статистику приводит столичная служба отпускного и бизнес-туризма.
«В этой ситуации люди семьями переберутся на другие направления, это очевидно». Все это Саиф говорит, стоя рядом с юной дочерью (на ней черные одежды, но лицо открыто) и женой в головном платке светлых оливковых тонов.
Большинство туристок из мусульманских стран, привыкших закрывать лицо у себя дома, с началом европейских каникул отправляют мрачные никабы в сундук, предпочитая ему на смену далеко не ортодоксальные хиджабы ярких цветов, к которым иногда добавляются солнцезащитные очки во все лицо. Но и за этим стильным выбором прячется все то же оскорбленное достоинство правоверной мусульманки, не принимающей запрет на вуаль, которым ей грозит Франция.
«У меня дома никто не может понять, зачем я еду туда, где нас никто не жалует»,- рассказывает сорокалетняя мать четырех детей Марьям Саид (Maryam Saeed), работающая в администрации одной из школ Дубая.
«Они эту проблему рассматривают исключительно в религиозном контексте, вроде того, что во Франции к мусульманам плохо относятся и не хотят их у себя видеть»,- говорит Саид, укрытая, как в муфту, в черную паранджу, правда, с открытым лицом. Сама она только что вышла из какого-то замечательного во всех отношениях бутика в парижском универмаге «Galeries Lafayette».
«Пока что одни государства, просто затаились, предпочитая воздержаться от открытых комментариев по поводу запрета на исламскую вуаль, в других отсутствует консенсус по этому поводу, а третьи открыто выражают свое недовольство законопроектом»,- говорит Джозеф Маиля (Joseph Maila), возглавляющий созданное подразделение французского МИД по вопросам религий. По его словам, среди тех, кто высказал вслух свое несогласие с решением правительства Саркози, такие извечные друзья Франции с мощной мусульманской диаспорой, как Великобритания и Соединенные Штаты. «За темнотой вуали мир теряет черно-белую откровенность и становится просто серым»,- комментирует ситуацию Майля.
Со стороны умеренных мусульманских лидеров как во Франции, так и в других странах слышится единогласное мнение о том, что Ислам вовсе не требует от женщины в ультимативной форме закрывать лицо. Но и они в большинстве случаев недовольны запретом. Немало религиозных авторитетов, высказавшихся откровенно против предлагаемой меры, сегодня прилагают титанические усилия, теряясь в том, какую альтернативу предложить благоверным.
Во время июльской проповеди знаменитый религиозный деятель из Саудовской Аравии Шейк Эдх Аль-Гарни (Sheik Aedh al-Garni) так ответил на вопрос своей соотечественницы, проживающей во Франции, о своем отношении к запрету на ношение вуали: «Мусульманке лучше ходить с открытым лицом, чтобы обезопасить себя от «враждебных действий и других неприятностей». Заявление Аль-Гарни (а в арабском мире его высказывания часто расходятся на цитаты) тем более примечательно, если учесть, что Саудовская Аравия исповедует радикальную, ваххабитскую ветвь исламской религии, запрещающую женщине появляться в обществе с непокрытым лицом.
Несогласные с Аль-Гарни тоже подают свой голос. В частности, его соотечественник профессор Института проблем законодательства и ислама Мохаммед Аль-Нуджеми (Mohammed al-Nujemi), посоветовавший мусульманкам сидеть у себя дома, сослался на законы Шариата и исламское право, которые вообще запрещают туризм за пределы исламского мира без особой надобности. Об этом он сообщил в интервью государственному телеканалу «Аль-Арабия».
Что касается официальной реакции со стороны Саудовской Аравии, тесно контактирующей с Францией в вопросах обороны и бизнеса, то она, по данным все того же чиновника французского МИДа, присоединилась к тем странам, которые приняли «обет молчания», по дипломатическим соображениям, выбрав политику невмешательства во французское законотворчество.
Самые яростные голоса протеста раздаются из Пакистана, где оппозиция уже провела целый ряд демонстраций, осуждающих попытки ввести запрет на вуаль. Вынужденный «отбиваться» от протестной аудитории, посол Франции в этой стране Даниэль Жуанно (Daniel Jouanneau) выступил с разъяснениями на страницах пакистанской прессы. За лето, по словам Майли, его публикации появились в девяти местных газетах.
Иордания, где женщина в стопроцентной парандже большая редкость, устами фундаменталистов из «Мусульманского братства» (крупнейшей оппозиционной группировки на территории страны), посоветовали соотечественницам продолжить посещение Франции, «особенно, если с этой страной их связывают деловые отношения». Это не помешало пресс-секретарю радикального сообщества Джамилю Абу-Бакру (Jamil Abu-Bakr) выступить со следующим заявлением: «Мы осуждаем инициативу французских властей, которая вызовет всеобщую сумятицу. Вводимый рядом европейских стран запрет на исламскую вуаль наносит вред их национальным интересам, дружбе и исторически сложившимся добросердечным соседским отношениям с народами мусульманского мира».
Но осложнение межнациональных и межгосударственных отношений не единственная проблема, возникающая на фоне французских инициатив, которые, в случае их закрепления на законодательном уровне, создадут конституционный прецедент и необходимость внесения изменений в основной закон страны. Похоже, все это мало «колышет» французов, для которых интеграция (а в их понимании, это означает «национальный», то есть французский по форме, и разнообразный по религиозно-этническому содержанию) является конечным пунктом любого спора в пользу открытого лица.
Еще в 2004 году французские законодатели ввели запрет на ношение хиджабов и других откровенных религиозных атрибутов в государственных школах. «Равнение на запад» - таков лейтмотив инициативы, призванной «обратить» в европейские ценности пятимиллионную исламскую диаспору Франции – крупнейшую на территории Западной Европы.
«Необходимо вникнуть в сложившуюся во Франции культурно-историческую традицию, и с этой позиции попытаться оценить мотивы, по которым государство запрещает закрывать лицо вуалью, то есть фактически забаррикадироваться от остального мира»,- аргументирует Майля.
В июне 2009 года Президент страны Николя Саркози на государственном уровне инициировал дискуссию по этому поводу, обратившись к парламентариям со словами о том, что Франция «неодобрительно смотрит» на лицо, спрятанное за полотном. В том же самом месяце его американский коллега Барак Обама, в своей каирской речи, обращенной к мировому исламскому сообществу, отстаивал право мусульманок носить, что им хочется или нравится. В очередной раз американское руководство возвысило свой голос в защиту «женщины востока», когда 13 июля нижняя палата французского парламента подавляющим большинством голосов приняла закон против хиджабов.
«Для Великобритании любой диктат в одежде вообще выглядит не по-английски и поэтому исключен»,- говорит Министр по делам миграции этой страны Дэмиэн Грин (Damian Green).
Профессор социологии и руководитель Центра мониторинга религий в Эз-ан-Прованс Рафаэль Льожье (Raphael Liogier) опасается, что предлагаемая Францией законодательная инициатива в итоге приведет к изоляции страны и, что еще хуже, объективно сделает ее резонной мишенью в глазах исламских радикалов, которые не преминут воспользоваться предлагаемым им поводом».
А второй человек в Аль-Кайеде Айман Аль-Завахри (Ayman al-Zawahri) назвал дискриминационной по отношению к мусульманкам кампанию по запрету паранджи и хиджабов, развернутую Францией и рядом других европейских государств. В своем обращении, вышедшем в эфир 28 июля, Аль-Завахри причислил к священному воинству женщин, отстаивающих свое право на ношение исламской вуали … перед лицом ополчившихся против них западных безбожников».