Болгария решила не брать с детей
Визы для детей до 12 лет, приезжающих в Болгарию в сопровождении родителей, становятся бесплатными. Об этом консульство Болгарии в Москве проинформировало вчера туроператоров. Впрочем, пока взрослым туристам всё же придётся платить за визы своих детей пресловутый «сервисный сбор», идущий в карман визового центра.
Напомним, что всего лишь месяц назад стало известно, что Болгария приняла решение выдавать бесплатные визы для детей с 6 до 18 лет, выезжающих в детские лагеря (см. ленту новостей от 12.03.09). А сейчас туристический рынок уже ожидает от болгарских властей полной отмены консульского сбора по примеру Кипра. «Мы ожидаем новостей от болгарского МИДа по этму поводу до начала летнего сезона и надеемся, что решение будет положительным», - заявила корреспонденту Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. «То, что болгарское посольство делает определённые шаги к понижению стоимости визы – очень важно для рынка. Я очень надеюсь, что работа в таком ключе будет продолжаться», - сообщила гендиректор туркомпании «Солвекс-тревел» Ирина Петрова. По данным эксперта, до 20-25% всех российских туристов в Болгарии составляют дети, а само направление традиционно на нашем рынке считается семейным.
О последних перипетиях вокруг визового вопроса в Болгарии рассказал нам Алексей Маркелов, замдиректора туркомпании «Балкан-Экспресс». «После выставки в Москве многим владельцам болгарских отелей стала ясна абсурдность действий МИД Болгарии по визовому вопросу для российских граждан. Ведь с одной стороны отменяется стоимость оплаты визы для отдельных категорий граждан, а с другой вводится плата за аутсорсинг по оформлению виз, взимаемый сервисной компанией из Индии, которую, к слову, болгарский МИД назначил без проведения какого-либо тендера. В результате отели стали активно лоббировать решение данной проблемы, и сейчас кабинет министров Болгарии решает вопрос о том, чтобы оплачивать услуги сервисного центра из собственного бюджета, а не перекладывать это на российских туристов. Сами создали себе проблему, сами ее и решают, героически преодолевая трудности. Ведь тот, кто заказывает услуги для себя, сам должен за них платить. Если чиновник не хочет работать сам и нанял того, кто за него делает его работу, то именно чиновник и должен платить за это. Или точнее говоря, он должен решать из какого бюджета на это выделить деньги. Примеров того, как это сделать эффективно, множество в том же Евросоюзе, на решения которого любят ссылаться болгары. Кипр – самый лучший тому пример», - считает Алексей Маркелов. При этом эксперт ожидает объявления дополнительных изменений в визовом режиме во время визита в Россию премьер-министра Болгарии г-на Станишева в апреле этого года. «Он наверняка что-то предложит для российских туристов, например многократные визы, ведь отношения России и Болгарии всегда были очень теплыми и отличными, а россияне всегда были желанными гостями в Болгарии», - добавил собеседник.
Неуступчивость хотельеров перенесла начало чартерных программ
Ситуация вокруг цен на черногорские отели до сих пор остаётся в подвешенном состоянии. Даже прошедшая в марте берлинская туристическая выставка «ITB», на которой более-менее прояснился летний сезон по большинству стран Средиземноморья, никак не повлияла на позицию хотельеров Черногории. В сравнении со своими ближайшими соседями, которые начали снижение цен и отказ от требований к туроператорам по жестким блокам, их черногорские коллеги продолжают проявлять нешуточное упрямство. По этой причине начало летних чартерных программ российских туроператоров уже отложено на целый месяц по сравнению с прошлым годом.
«Ситуация в этом сегменте рынка остаётся подвешенной. Берлинская выставка внесла коррективы, но они оказались незначительными, и работа над подписанием контрактов продолжается, я думаю, продлится она весь апрель», - рассказал Евгений Судьбин, замдиректора туркомпании «Асент Тревел». Говоря о достигнутом снижении цен, все эксперты, опрошенные корреспондентом, подчеркивали, что этого в нынешней экономической обстановке явно недостаточно. «Да, действительно снижение цен произошло, но оно по-прежнему остаётся очень незначительным», - подтвердила Александра Нечаенко, руководитель отдела планирования и контрактинга туркомпании «Мегаполис тур». По данным собеседника, цены достигли уровня прошлого года, но если сравнивать эти цены с расценками 2007 года, то удорожание составляет порядка 30%. Очевидно, что хотельерам необходимо пересмотреть цены и условия контрактирования, в противном случае, есть возможность потерять значительную долю российского туристического рынка. «В данный момент переговоры идут в двух направлениях: 1) оценка ценовой политики хотельеров Черногории и анализ их ближайших конкурентов – из Турции, Италии, Испании и Греции; 2) оценка и анализ условий контрактирования», - добавил Евгений Судьбин.
P.S. Когда материал уже был написан, стало известно, что «лёд тронулся»: черногорские и хорватские хотельеры наконец-то выразили готовность пойти на уступки. Как только туроператорами будут получены первые результаты новых переговоров, мы планируем вернуться к данной теме. Следите за новостной лентой.