Потянуло на экзотику
На днях сразу два российских туроператора объявили о своём выходе на новые для себя экзотические направления. Компания «Panteon» объявила о начале работы по Сейшелам, а компания «TEZ-tour» - по Бразилии. При этом если Сейшелы особого удивления у экспертов не вызвали, то выбор Бразилии в качестве нового направления их озадачил.
«Выход на Сейшалы – это расширение нашей линейки экзотических стран. А кризисное время воспринимается нами как очень благоприятное для выхода на новые направления», - заявил корреспонденту директор компании «Panteon» Анатолий Гаркушин. Как подчеркнул собеседник, в кризисное время отели и принимающие компании становятся особенно сговорчивыми как в отношении цен, так и в отношении условий сотрудничества. «Отпадает необходимость в коммитментах, что при выходе на новое направление всегда очень важно. Да и с авиаперевозкой всё упрощается – она становится доступной во всех отношениях. Впрочем, на самом деле Сейшелами мы занимались уже давно, но очень скромно, только «для своих». Теперь поставлена задача достичь не меньших объемов, чем старожилы рынка», - добавил Анатолий Гаркушин.
Во вторник также стало известно, что туроператор «TEZ-tour» начал продавать Бразилию. «Это направление - пробный шар. Посмотрим, как пойдут продажи, насколько Бразилия востребована на нашем рынке. Однако очевидно, что дорогие направления пострадали от кризиса меньше остальных. Поэтому агентства стали предлагать их активнее», - сообщила нам Марина Макаркова, PR-директор «TEZ-tour». Собеседник особо акцентировала внимание на высоком интересе к экзотике со стороны турагентств. «Мы заметили эту тенденцию на наших семинарах. Например, на прошлой неделе на семинар по Доминикане пришло более 150 человек. В эту среду мы рассказывали про Мальдивы, и заявки прислали 260 человек. Это высокие показатели посещаемости», - пояснила собеседник. При этом туроператор выходит на Бразильский рынок очень аккуратно, пробуя свои силы на самом пике спроса в эту страну – на карнавале.
Впрочем, эксперты не считают такой выбор удачным. «Если по Сейшелам особых вопросов нет, то выбор Бразилии не понятен. Складывается впечатление, что туроператор в условиях сильнейшего падения маржи на массовых направлениях во время кризиса решил использовать экзотику как палочку-выручалочку, а Бразилия при этом просто случайно подвернулась ему под руку. Например, кто-то предложил туроператору привлекательные цены по карнавалу. Но ведь этого мало для успешных продаж такого направления, и высокая технологичность компании здесь совсем не поможет», - считает Татьяна Ванд, гендиректор туркомпании «Ванд Интернэшнл». По мнению эксперта, все туры по Бразилии являются исключительно индивидуальными, формируемыми под запросы каждого конкретного клиента. «Дело в том, что это во-первых, очень дорогое направление, а во-вторых, очень разнообразное, т.к. Бразилия – страна большая. Поэтому каждый турист, туда едущий, всегда предъявляет индивидуальные требования к своему туру. В итоге, чтобы продавать такой турпродукт, им не только придется выделить специального высококвалифицированного менеджера, но и изменить для него способ общения с турагентами. Не думаю, что это возможно в компании, заточенной под «массовку», - добавила Татьяна Ванд.
Туроператорам помогают лыжи
Несмотря на кризис, продажи горнолыжных туров этой зимой даже несколько выросли по сравнению с прошлогодним сезоном. Особенно туроператоров порадовала так называемая «альпийская четверка»: турпоток в Италию, Австрию, Францию и Швейцарию оказался выше их ожиданий. Об этом в среду на брифинге рассказал журналистам Илья Иткин, гендиректор туркомпании «PAC-group».
«Продажи по альпийской четверке в 2008 году начались у всех компаний крайне рано, уже с июля, и шли очень активно фактически до середины ноября. Можно с уверенностью утверждать, что именно эти ранние бронирования заложили основу стабильности новогодних и каникулярных программ всем горнолыжным туроператорам», - сообщил собеседник. Впрочем, кризис не мог не повлиять и на горнолыжные туры: их продажи резко упали в самом начале ноября. «Лишь в декабре мы смогли достичь в продажах ранее запланированных объемов с вылетом из Москвы, и то во многом благодаря выпуску SPO. Так что сокращать московскую перевозку не пришлось, однако программы из регионов были существенно скорректированы», - рассказал эксперт.
«По Италии мы закладывали на этот сезон 30% роста. На данный момент совокупный прирост составил 24%, что очень неплохо. Что касается оставшихся месяцев горнолыжного сезона, то уже видно, что февраль повторит итоги прошлого года, но вот по марту пока картина не ясная. Дело в том, что сейчас глубина продаж по «горнолыжке» крайне низкая и не превышает 2-х недель, фактически туристы бронируют всё в последний момент, поэтому спрос по марту пока не ясен», - сообщил Илья Иткин.
Если сравнивать целиком рынок этого года с прошлогодним, то картина вырисовывается следующая (без учета дополнительной новогодней перевозки, которая уже сошла на нет): по Италии летает 10 длинных цепочек общим объёмом в 1500 кресел в неделю. При этом в прошлом сезоне таких было только 8 цепочек. В Австрию сейчас летает 9 еженедельных цепочек с емкостью в 1200 кресел, а во Францию - 6 цепочек с 1000 креслами в неделю, что на 200 кресел больше, чем в прошлом сезоне. «Италия в этом году показала существенный рост, фактически начав на равных конкурировать с Австрией, а Франция осталась позади. Более того французские хотельеры уже отметили, что один из их самых главных рынков – британский, просел на 50-60%. Лишь благодаря самим французам, также отказавшимся от зарубежных поездок в пользу внутренних туров, им удалось частично сохранить приемлемый уровень загрузки отелей», - пояснил эксперт.
Собеседник также подметил несколько любопытных тенденций этого сезона. Во-первых, стало отчетливо наблюдаться смещение спроса в сторону более экономичного размещения. Во-вторых, спрос в январе достаточно равномерно размазался по всему месяцу. Если раньше пик приходился на новогодние и каникулярные заезды, то в этом году особенно хорошо продавались именно вторая и третья недели января. «Похоже, что туристы в условиях кризиса начали очень внимательно считать свои деньги, и многие из них предпочли поехать после каникулярных заездов, когда цены на туры значительно опустились», - пояснил г-н Иткин. И ещё: из-за финансового кризиса, который существенно ударил по всем отраслям, авиаперевозчики кардинально поменяли свои отношения с туроператорами. «Так, если раньше они диктовали свои условия по контрактингу и фактически не шли ни на какие уступки, то теперь наоборот, сами просят чтобы туроператоры хотя бы что-то у них заказали. Теперь они стали гораздо гибче в переговорах с нами», - пояснил эксперт.