ООН прогнозирует стагнацию в мировом туризме
Мировой финансовый кризис, уже ставший причиной глубокой рецессии в сфере недвижимости и на автомобильном рынке, затронул и туристический сектор мировой экономики. Рост на мировом рынке туристических услуг в 2008 году, согласно прогнозам Всемирной туристической организации ООН (ЮНВТО или UNWTO), скорректирован до +2%, а в 2009 и вовсе прогнозируется его стагнация, т.е. рост рынка приблизится к нулевой отметке.
«Туризм переживает один из тяжелейших периодов в своей истории, - заявил в воскресенье заместитель генерального секретаря ЮНВТО Джеффри Липман, - перспективы на 2009 год вызывают беспокойство, мы не предвидим подъема в первом полугодии». По словам Джеффри Липмана, потребители не откажутся от поездок, однако будут отдавать предпочтения низкобюджетным компаниям, путешествиям на небольшие расстояния, а также сократят их продолжительность.
Стоит отметить, что в прошлом году рост в туристическом секторе мировой экономики на 6.6 процента превзошел ожидания ЮНВТО: 903 миллиона человек предприняли поездки в разные страны мира. В этом году этот показатель за первые восемь месяцев составил 3.7 процента. По прогнозам специалистов, когда деловая активность восстановится, одним из первых на это отреагирует туристический рынок. Поэтому ЮНВТО сохраняет оптимизм в долгосрочной перспективе, по-прежнему рассчитывая на 1.6 миллиарда туристов в 2020 году.
Стоит отметить, что согласно последним статистическим данным, сильнее всего экономический спад затронул Азиатско-Тихоокеанский регион, где до марта наблюдался устойчивый рост в 7 процентов в течение почти 18 месяцев. Однако к августу этот показатель в регионе снизился на 2 процента. Африканское направление продемонстрировало рост 3.2 процента за восемь месяцев. В Европе этот показатель за аналогичный период составил 1.7 процента, тогда как в последние два года он вырос в среднем на 5 процентов. Другие направления находятся в более выгодном положении: из-за снижения курса доллара поток числа туристов в США с начала года увеличился на 9.5 процента, эксперты также отмечают растущую популярность стран Ближнего Востока на 17.3 процента.
Напомним, что согласно ранее сделанным прогнозам ЮНВТО, количество туристов на планете в XXI веке возрастет в три раза, достигнув 1.6 млрд. человек в год, а расходы туриста в одном путешествии увеличатся почти вдвое - с 707 долларов в 1995 году до 1248 долларов в 2020 году. Кстати, туризм ещё в 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте услуг и прочно удерживает его. Что касается России, то по оценке ЮНВТО, к 2020 году наша страна войдёт в десятку стран-лидеров по приему туристов. Её доля на рынке туристических услуг составит 3% (47.1 млн. человек). На первом месте окажется Китай (8.7%), на втором - США (6.5%), а на третьем - Франция (5.9%). Однако именно в России туризм будет развиваться наиболее быстрыми темпами. К 2020 году количество въезжающих в нашу страну будет в 1.54 раза больше, чем выезжающих, а среднегодовое увеличение количества туристов составит 6.7%. Больше всего туристов будет принимать Москва: в 2020 году как минимум 9 миллионов человек.
Вторая тикетинговая жертва финансового кризиса
В пятницу стало известно об еще одной печальной жертве финансового кризиса на российском туристическом рынке: прекратила работу известная тикетинговая компания «Соби», специализирующаяся на продаже авиа- и железнодорожных билетов корпоративным клиентам. Стоит заметить, что лишь месяц назад этот рынок покинул другой тикетинговый оператор – компания «Avantix» (см. ленту новостей от 29.10.08).
«Компания официально еще будет работать до 28 ноября. Так сообщили нам руководители фирмы», - рассказала по телефону корреспонденту одна из сотрудниц «Соби». В тоже время, по информации газеты «Коммерсант», президент «Соби» Владимир Зубков уже признал, что компания временно приостановила свою деятельность, поскольку «находится в процессе слияния с компанией «ВИП Сервис», крупнейшим игроком билетного рынка. Однако президент «ВИП Сервиса» Вадим Мукоед заявил, что такую покупку не планирует, отметив, что в связи с возникшими у концерна проблемами его компания готова взять на обслуживание ряд клиентов «Соби».
Впрочем, по информации источников, с которыми пообщался корреспондент, концерн «Соби» в течение последнего месяца после отключения от системы бронирования «Аэрофлота» уже продавал билеты своим клиентам и агентам через терминал «ВИП-сервиса», фактически став его субагентом. «Логично, что «ВИП» попытается поглотить закрывшуюся компанию, точнее перевести её клиентскую и агентскую базу на себя. А вот долги «Соби» на себя брать, естественно, никто не захочет, поэтому вряд ли мы услышим когда-либо о формальной покупке или поглощении этой компании», - заявил наш источник. По его данным, долг «Соби» перед «Аэрофлотом» на данный момент составляет около 59 млн рублей, а образовался он по банальной причине: «Соби» специализировался на обслуживании «корпорантов» (составляющих 60-70% его продаж), которые, как правило, никогда сразу после покупки билеты не оплачивают. Временной зазор между выпиской билета и его оплатой в среднем достигает полутора месяцев. В тоже время перевозчики очень жестко спрашивают со своих агентов оплату за проданные билеты, требуя перечисление денег в течение недели. Обычно нехватку этих средств агенты авиакомпаний восполняют с помощью банковских кредитов (так называемые овердрафты), однако в условиях кризиса работающие с «Соби» банки отказались дальше кредитовать концерн.
Любопытно, что Владимир Зубков уже пытался два года назад продать свою компанию (см. ленту новостей от 03.05.06). Тогда этой покупкой серьёзно интересовался «Интурист», однако до финала переговоры так и не дошли. В 2007-м владельцы «Соби» продолжили попытки продать бизнес, а одним из потенциальных покупателей назывался «ВИП Сервис», однако и тогда стороны к консенсусу не пришли.
НАША СПРАВКА: ЗАО «Концерн Соби» было образовано в 1991 году. Компания является агентом крупнейших авиаперевозчиков, в том числе и «Аэрофлота». Согласно сайту компании, она имеет 15 офисов в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе в Центре Международной Торговли, «Газпромбанке», «Росатоме», «Московском Международном Деловом Центре» «Москва-Сити» (БЦ «Башня 2000), БЦ «Черёмушки», ОАО «Сталелитейная компания «Мечел», в Министерстве юстиции и др. Помимо миниофисов на территории крупных клиентов (так называемые офисы-импланты), концерн имел собственную сеть из примерно шестидесяти субагентов. По данным «Коммерсанта», компания обслуживала около 28 тыс. человек в месяц, а её оборот в 2007 году составил $100 млн.