«Белый Ангел» банкротства «Вояж-Люкса»
Что привело туроператора «Вояж-Люкс» к банкротству? Руководство компании в обращении к туробщественности винит своего бывшего египетского партнера компанию «White Angel Tours» (Белый Ангел), которая «кинула» туроператора год назад на крупную сумму (см. ленту новостей от 18.11.08). Однако эксперты туристического рынка, как в России, так и в Египте, с которыми пообщался корреспондент, считают истиной причиной совершенно другую.
Так, по оценкам наших собеседников, просивших не озвучивать их имён, проблемы у «Вояж-Люкса» начались еще год назад, когда руководство компании не рассчитало свои риски и сильно прогорело на египетском направлении. «По моим данным у «Вояж-Люкса» появились в то время большие задолженности перед «Белым Ангелом» по нереализованным коммитментам в отелях, которые компания оплатить просто не могла. Речь идет примерно о миллионе долларов. Как можно вернуть себе такой долг? Обычный араб в таком случае рассуждает просто – надо подтвердить российскому туроператору дефицитные места на Новый год, принять оплату и покрыть с её помощью долги, а туристов в отели просто не расселить. Но с партнером им действительно не повезло – он оказался слишком расторопным, и сумел блестяще реализовать такую схему», - сообщил источник.
Потеряв такую сумму, «Вояж-Люкс» фактически оказался заложником финансовой несостоятельности. Ведь маржа туроператорского бизнеса, особенно на таком массовом направлении как Египет, ничтожна мала, и восполнить потерю в $1 млн в разумные сроки на нём просто не представляется возможным. Более того, продолжающаяся проблема с оплатой отелей привела «Вояж-Люкс» к вынужденной многократной смене в Египте принимающих компаний, в результате чего уровень доверия к туроператору на местном рынке сильно упал. Последую каплю в «огонь» добавили взлетевшие летом цены на авиабилеты, превратившие Египет в дорогое удовольствие для туристов и в нерентабельное направление для туроператоров. Благодаря этим причинам всего за один сезон «Вояж-Люкс» утратил все свои позиции и в Хургаде и в Шарме.
Однако попыток воскресить бизнес руководители фирмы не оставляли. «Этим летом компания судорожно вводила новые туристические направления, надеясь на дополнительный приток финансов. В её обойме разом появилось огромное количество экзотики: Индонезия, Доминикана, Куба, Португалия, а также Франция и Австрия. При этом свои риски по новым направлениям руководство стремилось свести к нулю, не беря никаких блоков ни по перевозке, ни по наземке. Но осенью даже такие меры фирму уже спасти не могли: летняя «оборотка» по Греции в октябре кончилась, после летних проблем с принимающими компаниями в Египте это направление компания фактически потеряла, уменьшив свои ежемесячные объемы с 2.5 тыс туристов в прошлом году до 100-150 туристов в этом. И финансов даже для текущей операционной деятельности у «Вояж-Люкса» не осталось. Гром грянул, как и прогнозировали экономисты, с наступлением финансового кризиса: перекридитоваться по долгам компании уже не удалось, и хозяевам пришлось её закрыть с целым грузом невыполненных обязательств», - добавил второй собеседник.
Вместо «КрасЭйр» туристов в Салоники повезёт греческая авиакомпания
В пользу греческих авиаперевозчиков склоняется чаша весов в зимней перевозке из Москвы в Салоники. Если в прошлом году на север Греции летали исключительно российские авиакомпании «ВИМ-авиа» и «КрасЭйр», то в этом сезоне произошли значительные изменения. Уже летом начала выполнять полеты в Салоники греческая авиакомпания «Hellas Jet», чьи рейсы до сих пор стоят в расписании. А с 16-го ноября на отечественном рынке появился еще один греческий перевозчик – авиакомпания «Aegean Airlines». Судя по всему, она заняла на этом направлении место, ставшее вакантным после банкротства «КрасЭйр».
«В связи с тем, что процесс реорганизации новой авиакомпании, в которую войдет и авиапарк «КрасЭйр», далек до завершения, освободившиеся объемы возьмет на себя «Aegean Airlines», - сообщил корреспонденту Александр Цандекиди, гендиректор туркомпании «Музенидис тревел», - и общее количество заявленных на направлении кресел, по сравнению с прошлым годом, останется без изменений». По информации эксперта, в Салоники будет выполняться 5 еженедельных рейсов: 3 раза в неделю на Боинг-757 будет летать «ВИМ-авиа» и 2 раза - «Aegean Airlines» на Боинг-737. По такому расписанию они пролетают до 20-х чисел марта. К этому следует добавить и 2 еженедельных рейса «Hellas Jet». Таким образом, по сравнению с летним сезоном, объемы перевозки на север Греции сократились почти в 5 раз: сейчас остаётся немногим более 1000 посадочных мест из 5000, которые летали летом (см. ленту новостей от 25.03.08).
По мнению Александра Цандекиди, такое количество перевозки вполне соответствует спросу на зимнюю Грецию. «В противном случае мы сократили бы в этом сезоне свои полетные программы», - подчеркнул эксперт. Средняя загрузка «греческих» бортов в настоящее время составляет 80-90%: половина кресел идет под «экскурсионку», а остальные – под корпорантов и шуб-туры. «Естественно, существуют и периоды низкого спроса. В этом случае у нас есть возможность часть рейсов снять с маршрута, - отметил Александр Цандекиди, - «ВИМ-авиа» наш давний стратегический партнер, поэтому условия сотрудничества у нас достаточно мягкие и взаимовыгодные».
На аналогичных условиях работают с авиакомпанией «Hellas Jet» в туркомпании «Лабиринт». «Будем летать, пока есть спрос, - сообщил начальник греческого отдела компании Константин Горин, - при его существенном сокращении мы либо снимем одну частоту, либо совсем прекратим полеты». Все эти моменты заранее обговариваются с перевозчиками в момент подписания договоров, отметил эксперт, в убыток себе сейчас никто работать не собирается. Однако, по мнению Константина Горина, гарантировать высокий спрос и заполняемость всех заявленных на рынке бортов в Салоники может быть только на Новый год и рождественские каникулы, в остальные же даты предложение будет явно превышает спрос, поэтому даже текущие рейсы загружаются с трудом.
Blue Sea Resort отзывы об отеле