Прямой чартер на Шри-Ланку расколол туроператоров ланкийского направления
Некоторое напряжение на ланкийском направлении возникло между туроператорами после запуска в столицу Шри-Ланки из Москвы прямого чартерного рейса. В пятницу московское представительство турофиса этой страны отрапортовало об успешном старте программы, а посол Шри-Ланки в России г-н Удаянга Виратунга выразил надежду, что при успешной реализации данной чартерной цепочки, частота рейсов в течение предстоящего зимнего сезона дополнительно увеличится. В тоже время далеко не все старожилы рынка были допущены к местам на новой авиалинии, что в условиях кризиса вызвало у них большое недоумение.
Напомним, что впервые за последние годы прямой рейс Москва-Коломбо был организован на крыльях Ил-96 авиакомпании «Аэрофлот». Заказчиком программы выступил туроператор «Мальдивиана». Чартерная цепочка стартовала 05.11.2008 с первоначальной частотой раз в 10/11 дней. В итоге время в пути до Шри-Ланки сократилось до 8.5 часов.
Принять участие в данной программе готовы были многие игроки лакнийского направлений. Однако поставить этот чартер удалось лишь «Мальдивиане», которая практически никому из конкурентов блоки мест на нём не предоставила. Получить оперативный комментарий в «Мальдивиане» в пятницу корреспонденту не удалось, однако остальные участники рынка критически отнеслись к такой позиции консолидатора. «Их мотивы понятны. Но сейчас в мире бушует финансовый кризис, который так или иначе отражается на российской туротрасли. В таких условиях в одиночку реализовывать такой проект – слишком рискованно. Если их постигнет неудача, то это негативно скажется на всем ланкийском направлении», - считает Анатолий Гаркушин, директор компании «Пантеон». По оценкам эксперта, сейчас туры с прямым перелетом в Коломбо продаются либо в «ноль» либо в «минус», а организаторы надеются «отбить» свои затраты на новогодних заездах. «Однако до сих пор неясно, как поведет себя спрос на новогодние каникулы. Есть вероятность, что его уровень будет недостаточным и покрыть затраты начала программы организаторам не удастся. А вот совместно загружать рейс туроператорам было бы много проще», - считает собеседник.
По мнению Анатолия Гаркушина, дополнительным фактором, усложняющим успешную реализацию данной программы, является сильная конкуренция новому рейсу со стороны других авиаперевозчиков. «Как только этот рейс стартовал, один из основных авиаигроков этого направления – а/к «Emirates», предложила туроператорам новые расценки на билеты, сопоставимые с ценами «Аэрофлота», - сообщил эксперт. В активе «Аэрофлота», по мнению собеседника, прямая перевозка из Москвы до Шри-Ланки, но зато в активе «Emirates» - высочайший сервис и ежедневное расписание перелётов, что позволяет туроператорам делать туры любой длительности. И это при сопоставимых ценах. «В итоге не факт, что туристы предпочтут именно новый рейс. Но мы хотели бы поддержать прямую перевозку, т.к. считаем, что она очень важна для направления. Обидно, что из-за амбиций это не получается. Обидно и то, что турофис страны сейчас занимается лишь поддержкой этого рейса, игнорируя другие. Ведь фактически он играет только в интересах консолидатора этого проекта, оставляя без поддержки других участников рынка», - добавил собеседник.
Москва-Эйлат: «регулярка» заменит чартеры
Компромиссом в конце прошлой недели окончились переговоры между российскими и израильскими авиационным властями по поводу чартерных рейсов между Москвой и Эйлатом.
Напомним, напряженность между Россией и Израилем возникла 30 октября, когда из-за внезапно отозванного разрешения на полёт самолет российской авиакомпании «Глобус» со 170 туристами несколько часов не мог вылететь из Домодедово в Эйлат (см. ленту новостей от 31.10.08). Лишь после многочасовых переговоров Управление гражданской авиации Израиля дало разовое разрешение на этот рейс. При этом глава управления Гиора Рон тогда предупредил, что по каждому полету будет приниматься индивидуальное решение, и в дальнейшем «положительное решение все сложней будет принимать», если не будут учтены интересы израильских авиаперевозчиков. Израиль настаивает на применении принципа паритетности на линии Москва-Эйлат, на которой, наряду с российскими, хотели бы работать израильские перевозчики.
Однако российские авиавласти пытаются проявить государственную позицию, отстаивая интересы национальных перевозчиков. Согласно этой позиции, перевозить чартерными рейсами граждан данной страны могут только собственные перевозчики, а никак не иностранные. Тем более, что принцип «чьи туристы, тот и возит» довольно широко распространён в мире.
Более того, согласно действующему соглашению о воздушных перевозках между Россией и Израилем право выполнять регулярные рейсы по 21 в неделю между Москвой и Тель-Авивом имеют «Трансаэро» и «El Al», пояснила корреспонденту Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ. При этом перевозить чартерами между Москвой и Тель-Авивом и россиян, и израильтян могут «Сибирь», ГТК «Россия», «Sand`or» и «Israir». Осуществлять чартерные рейсы на популярный курорт Эйлат с российскими гражданами могут только российские авиакомпании, у израильтян, по соглашению, такого права нет.
«Судя по всему, Израиль, инициируя введение безвизового режима с Россией, в качестве ответного шага рассчитывал на некоторые «чартерные» преференции со стороны наших авиационных властей. Но не почувствовав встречного движения, предпринял несколько неожиданные шаги по отношению к российским туристам», - считает Ирина Тюрина. Сами израильские же представители объясняют такой поступок заботой о туристах. «Чем будет больше летать перевозчиков между нашими странами, тем будет выше конкуренция и ниже расценки на билеты. От этого в первую очередь выиграют туристы. А монополия с одной стороны будет способствовать лишь увеличение стоимости перевозки», - заявила Нета Пелек-Брискен, глава израильского турофиса в Москве.
Тем не менее, в процессе переговоров израильская сторона признала неправомочным отзыв разрешения на осуществление чартерных полетов российских авиакомпаний. Однако теперь, согласно принятому Минтрансом решению, до 15 января 2009 года право возить чартерами туристов обеих стран между Москвой и Тель-Авивом получили по три перевозчика с каждой стороны. От Израиля прибавилась «Arkia», а кто будет от России – пока неизвестно. Договорились также и о продлении разрешения на чартерные программы на рейсы Москва-Элат до 15 января 2009 года, причём как для российских, так и для израильских авиакомпаний. Однако, как уточняет издание «Avia.ru», с 15 января авиакомпании будут выполнять эти перелеты лишь на регулярной основе, и при следующих ограничениях: не более одного назначенного перевозчика с каждой стороны, и не более шести частот в неделю.
В тоже время, сами туроператоры пока еще не располагают никакой официальной информацией о судьбе своих рейсов. «Хотя в прессе уже появилась информация судьбе полетной программы Москва-Овда (Эйлат) после 15 января, однако я пока официального подтверждения ни с российской, ни с израильской стороны получить не смог. Тем более не ясно, каким авиакомпании дадут разрешение на эти полёты», - сообщил Андрей Соколов, гендиректор компании «Бейс Тревел», консолидатора чартерной программы на а/к «Глобус».