Туроператоры по Болгарии оценили прошедшее лето
В отличие от большинства средиземноморских направлений, прошедшее лето по Болгарии для туроператоров оказалось достаточно удачным: по признанию игроков, количество авиаперевозки лишь ненамного превышало оптимум, а количество «горящих» туров на нём было минимально. При этом болгарский рынок показал неплохой рост. Как следствие, все эти факторы позволили игрокам направления окончить сезон с прибылью. Более того, туроператоры окончившееся лето называют даже более удачным, чем прошлогоднее.
По данным АТОРа российский рынок продемонстрировал в Болгарии значительные темпы роста туристического потока: за первое полугодие 2008 года в Болгарии отдохнуло 107 840 наших туристов, а прирост составил 29% относительно аналогичного периода прошлого года. Кстати, несмотря на впечатляющую динамику, Россия пока занимает лишь 5-ое место среди стран-лидеров по количеству отправленных в Болгарию туристов. Первые четыре занимают соответственно Румыния, Греция, Германия и Великобритания.
«Этот сезон на болгарском направлении оказался намного более удачным, чем прошлогодний. Конечно, были сложности по продажам в июле, но даже этот сезонный спад в этот раз прошел намного легче аналогичного спада прошлого лета», - сообщила Алевтина Лущикова, руководитель отдела Болгарии и Словакии компании «Солвекс-тревел». С этим мнением согласны и в компании «Бравый турист». «Прошлогодний сезон на болгарском направлении был куда хуже, чем этот. Косвенно это подтверждает количество спецпредложений, выбрасываемых на рынок туроператорами. Например, у нас в этом сезоне было всего лишь 29 спецпредложений, причем их мы выпускали не ранее, чем за 2 недели до начала заездов. Это небольшое количество и хороший показатель», - рассказала Анастасия Мазаева, исполнительный директор компании «Бравый Турист». Эксперт считает, что одна из причин хороших продаж кроется в набирающей популярность на болгарском направлении системе раннего бронирования. С этим мнением согласны и в компании «Балкан-Экспресс». «В этом летнем сезоне на болгарском направлении появились ранние бронирования, которые позволили существенно увеличить глубину продаж, а также удлинить сезон, сместив его начало на более ранние даты. Ранние бронирования также во многом позволили избежать сильного горения в низкие даты», - считает Алексей Маркелов, замдиректора компании «Балкан-Экспресс».
Любопытно, что летний рост стоимости авиаперевозки на «болгарском» спросе сказался несильно. «Хотя авиатопливо поднялось в цене на болгарском направлении существенно, на спросе это сказалось мало. При этом рост стоимости перевозки подтолкнул игроков рынка к кооперации: крупные туроператоры начали помогать друг другу закрывать горящие места, что позволило многим избежать излишних потерь», - сообщила Анастасия Мазаева. Более того, в конце сезона стоимость авиабилетов даже немного подешевела. «В середине августа авиакомпании «Транаэро» и «Сибирь» немного снизили стоимость перевозки на болгарском направлении. Хотя снижение было несущественным, но всё равно оно было приятно», - сообщила Алевтина Лущикова. По данным туроператоров, в начале сезона в среднем стоимость авиабилета из Москвы до Варны составляла 180-220 евро, однако резкое поднятие цен на авиатопливо привело к поднятию цен до уровня примерно в 350 евро.
Окончание сезона также не предвещает неожиданностей: сентябрь, как заключительный аккорд по пляжной Болгарии уже во многом закрыт у большинства игроков. Так, по данным Алевтины Лущиковой, сентябрь в «Солвексе» закрыт примерно на 80%. А «Бравый турист» вообще сезон уже закончил. «На данный момент сентябрь в нашей компании закрыт полностью», - пояснила Анастасия Мазаева.
«Шопников» в Эмиратах становится больше
Классические шоп-туры в ОАЭ давно сошли на нет, однако доля туристов, приезжающих в Эмираты на отдых и сочетающих в своей поездке пляжи и поход по магазинам продолжает расти. Как сообщили корреспонденту в московском офисе Департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая (ДТКМ), согласно отчету маркетинговой компании «Mintel», индустрия городского туризма в мире оценивается в настоящее время в 2 млрд фунтов стерлингов, а ее объем увеличился за последнее десятилетие в 3 раза. При этом Дубай смог занять определенную долю этого рынка, создав для любителей городского отдыха новые уникальные достопримечательности. Так, по данным ДТКМ, в 2007 году индустрия городских путешествий в ОАЭ продемонстрировала 46% рост. Дубай при этом приобретает всё большую популярность как направление шикарного отдыха и шопинга у пар, ищущих альтернативу Нью-Йорку и Парижу. «Шопинг в Дубае является одним из основных времяпровождений любителей городского отдыха в эмирате. К услугам гостей около 50 современных торгово-развлекательных центров с изобилием дизайнерских магазинов, в том числе самый большой в мире Дубай-мол, который планируется к открытию в октябре 2008 года. Кроме того, в эмирате проходят дубайский торговый фестиваль и фестиваль «Дубай - летние сюрпризы», в рамках которых устраиваются различные торговые акции, развлекательные мероприятия и лотереи», - рассказал Сергей Канаев, руководитель московского представительства ДТКМ. Возврат интереса российских туристов к шопингу в ОАЭ подтверждают и опрошенные нами туроператоры. «Профессиональных шопников, которые раньше весь товар из ОАЭ везли на себе, с каждый годом становиться меньше - времена меняются. Многие из них выросли в серьезных бизнесменов и теперь на месте договариваются об оптовых поставках цивилизованным способом», - рассказала Елена Комарова, коммерческий директор компании «ИнтАэр». «Так каковой коммерческий шоп-туризм в ОАЭ сошел на нет еще лет 5 назад. Ведь в финансовом плане и по времени доставки товаров в Россию заниматься им стало невыгодно. Многие бизнесмены переориентировались на сингапурский и китайский рынок, т.к. ОАЭ всегда был перевалочным пунктом для товаров из этих стран», - добавил Евгений Юрьев, исполнительный директор компании «Интравел-Столешники». В тоже время доля российских туристов, сочетающих отдых и личный шопинг в ОАЭ, растет. «Сейчас абсолютное большинство туристов, приехавших отдыхать в ОАЭ, организуют себе шопинг, но только в личный целях. Кстати, для этого совершенно необязательно бронировать городские отели», - сообщил Евгений Юрьев. «Практически все туристы-пляжники, а также бизнесмены с удовольствием посещают торгово-развлекательные центры и покупают фирменную одежду, электронику, ковры, запчасти для автомобилей и другие необходимые вещи «для дома, для семьи». Могу сказать, что при вылете из ОАЭ можно по пальцам пересчитать пассажиров, которые бы не летели с перевесом багажа. И это оправданно – цены в Дубаи по-прежнему ниже московских, а ассортимент шире», - считает Елена Комарова.