Туроператоры ищут замену «КрасЭйр на зимний сезон
Как и предсказывали эксперты (см. ленту новостей от 21.08.08), задержки рейсов самолетов альянса «AirUnion», коснулись в основном регулярных программ. Причем в большей степени – внутрироссийских. Чартерные цепочки хоть и пострадали, но в заметно меньшей степени. Более того, перевозчику удалось частично решить проблемы с топливом, и в пятницу и субботу начали выполняться даже внутренние рейсы. Впрочем, туроператоры, заказчики чартеров у «КрасЭйр», в спешном порядке подыскивают на зимний сезон альтернативу этому перевозчику.
Так, по оценкам экспертов Ассоциации Туроператоров России (АТОР), клиенты крупных туроператоров не пострадали от задержек рейсов. Проблема коснулась главным образом жителей Красноярска, которые в течение суток не могли вылететь из Москвы. По мнению главы Комитета АТОР по вопросам транспорта в туризме Евгении Конколь, предположительно до середины сентября самолеты альянса смогут выполнять свои обязательства перед туроператорами. «Дальнейшее развитие событий зависит от решений Росавиации», - сообщила эксперт.
В тоже время сами туроператоры начали подыскивать себе вместо «КрасЭйр» другого партнера. Например, последний чартер в Хургаду туроператора «TEZ-tour» вылетел с опозданием на сутки. И хотя в Москве перевозчик обеспечил пассажиров горячим питанием, а в Египте туроператор разместил туристов в отелях, репутация этой чартерной программы с участием «КрасЭйр» была подорвана. «Многие клиенты были обеспокоены тем, что не вылетели вовремя, но в целом ситуация была спокойной. Сейчас мы ждем развития событий. И параллельно ищем варианты замены рейсов», - пояснила про летную программу своей компании Марина Макаркова, PR-директор «TEZ-tour». При этом зимнюю чартерную программу туроператор пока строит уже без участия «КрасЭйр».
Стоит добавить, что Минтранс на примере ситуации с «КрасЭйр», решил навести некоторый порядок в выполнении авиакомпаниями своих обязательств перед пассажирами. В частности, уже к середине 2009 года министерство введет в действие все Федеральные авиационные правила (ФАП) — подзаконные акты к Воздушному кодексу. При этом 30 из 40 актов уже подготовлены. Например, минтранс будет претендовать на наделение ведомства полномочиями не только по приостановлению свидетельств эксплуатанта, но и по снятию с постов гендиректоров проштрафившихся компаний. Также планируется, что если в течение года регулярность полетов перевозчиков будет ниже 90 процентов, то Росавиация будет иметь право отзывать у них допуск на зарубежные рейсы.
Летний чартер в Марокко может перерасти в круглогодичный
За сумму, меньшую стоимости авиабилета, можно отправиться в турпоездку по Марокко в последние дни августа. На российском туррынке пока трудно причислить Марокко к массовым направлениям, тем не менее, с этого летнего сезона авиаперевозка в эту страну существенно увеличилась. Вместо уже «привычных» 2-х полетных программ на Агадир, одна из которых традиционно стартует на майские праздники, а вторая - в начале июля, в этом году на маршруте «работали» 3 самостоятельные чартерные цепочки (см. ленту новостей от 10.07.08).
Однако, несмотря на то, что нынешнее лето выдалось очень трудным для многих направлений туризма, Марокко, по мнению экспертов, эти проблемы коснулись в меньшей степени. «За исключением нескольких дат все наши рейсы в Агадир уходили со 100% загрузкой, - сообщила корреспонденту Маргарита Лебедева, руководитель марокканского направления туркомпании «Спейс тревел», - сейчас «горят» последние заезды августа, никто не хочет лететь перед школой, но уже на сентябрь продажи опять хорошие, половина месяца «закрыта». По мнению эксперта, переизбытка перевозки, если судить по спросу, не ощущалось. Такого же мнения придерживаются и в туркомпании «Travel MC», одного из консолидаторов альтернативных рейсов. «Средняя загрузка наших самолетов по летним датам составила 96%, - отметила гендиректор туркомпанииТатьяна Мостиброцкая, - учитывая, что в Марокко впервые летало, пусть хотя и небольших, но целых 3 рейса, предварительными результатами по сезону мы довольны».
Любопытно, что особенностью сезона стало то обстоятельство, что изменились, по мнению эксперта, даты высокого и низкого спроса. Неожиданно хорошо закрылся июль, а в августе пришлось выпускать много спецпредложений, сообщила Татьяна Мостиброцкая. При этом по сентябрю ситуация беспокойства не вызывает, глубина продаж хорошая. «Мы планируем с этого года сделать марокканское направление круглогодичным, - продолжила эксперт, - летний сезон закончится для нас 12-го ноября, после чего плавно начнется зимняя программа». Изменится формат перелета, аналогичный борт станет выполнять еженедельные рейсы по маршруту Москва–Марракеш–Агадир. По мнению Татьяны Мостиброцкой, спрос на «зимний» Марокко вполне достаточный, чтобы поставить туда самостоятельный чартер. Таким образом, будет предложена альтернатива турам на регулярной перевозке. Напомним, зимой в Марокко наши туристы приезжают, в основной своей массе, воспользовавшись стыковочными перелетом через Париж и Касабланку на инокомпаниях.
Однако мнение об увеличении «воздуха» на Марокко разделяют не все туроператоры этого направления. Турпоток в страну со стороны российского рынка стабилизировался, считает Татьяна Ванд, гендиректор туркомпании «Ванд Интернэшнл», и любые дополнительные чартеры губительны для направления и для самих туроператоров, которые будут вынуждены «спонсировать» поездки своих туристов, вместо того, чтобы получать прибыль. «Туры в Марокко, это дорогой продукт и для развития массового туризма там пока нет условий, - продолжила эксперт, - прежде всего это относится к дефициту отельной базы». Кроме того, отдых в Марокко выбирает специфичная категория туристов, те, кто любит новые путешествия, а не пляжный отдых. Неслучайно большая часть из них, при покупке туров в Марокко, предпочитает экскурсионную программу, добавила Татьяна Ванд.