Трудный сезон этого лета внес коррективы в осенние «гастроли» туроператоров
Тяжелый сезон уходящего лета вносит свои коррективы и в процесс подготовки туроператоров к зиме. Из-за значительных убытков многие из них еще не определились со своим традиционным участием в выездных воркшопах по регионам России. Эксперты прогнозируют, что наименее удачливые из туроператоров так и не смогут приехать к своим иногородним партнерам: им на это просто не хватит финансов.
«Действительно, из-за тяжелого сезона и больших убытков многие туроператоры начинают экономить. На текущий момент у выставочных компаний, занимающихся воркшопами, в среднем на 20% меньше заявок на осенние поездки, чем это было год назад», - рассказал корреспонденту Анатолий Басистый, исполнительный директор выставочной компании «Мир Без Границ». Впрочем, согласно прогнозам эксперта, выставочная активность среди туроператоров обязательно увеличится ближе к окончанию сезона. «Я думаю, что в сентябре компании начнут активно бронировать места на региональные воркшопы, ведь зимний сезон всё равно никто не отменял. Однако нельзя исключать, что небольшое уменьшение количества участников региональных турне из-за трудностей летнего сезона всё же произойдет. Но думаю, что эта цифра не превысит 10%», - пояснил эксперт.
По информации собеседника, стоимость осенних воркшопов в этом году выросла примерно на 20% по сравнению с годичной давностью. «Это неизбежный рост и происходит он исключительно благодаря хотельерам, которые постоянно поднимают расценки на проживание в своих отелях», - сообщил Анатолий Басистый. Что касается географических предпочтений, то у туроператоров наблюдается устойчивый интерес, прежде всего, к городам-миллионникам. Большой интерес также вызывают и все новинки, которые появляются в программах организаторов выездных воркшопов. «Для нас оказалось несколько удивительным огромный интерес, который туроператоры проявили к самому дальнему нашему региону – Хабаровску и Владивостоку. Организовать там воркшопы просят многие компании. Большой спрос и на недавно включенные в наше турне Мурманск и Архангельск, ведь теперь туристам из этих регионов можно оформлять визы не только в Питере, но и Москве», - пояснил собеседник.
Страховщики поддержали необходимость дифференциации фингарантий для туроператоров
Дифференциация размеров фингарантий в зависимости от оборотов туроператоров необходима, а способы контроля за заявляемыми ими оборотами – вполне реальны. К такому выводу пришли во время обсуждения данной проблемы в Российском Союзе Туриндустрии (РСТ) представители страховщиков, туроператоров, юристы и аудиторы.
«Это было очень представительное собрание из более чем 20-ти компаний. Половину из них представляли страховщики, а половину – туроператоры, юридические и аудиторские компании. Обсуждение происходило почти 4 часа, и было очень жарким», - сообщил корреспонденту Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата». По словам собеседника, все собравшиеся пришли к единому выводу, что для цели оптимальной защиты туристов необходима обязательная привязка размеров фингарантий к обороту туроператора либо иному показателю, показывающему реальные объемы работы турфирмы. В противном случае, при уравнительном размере фингарантий, они не покроют риски наиболее крупных игроков туррынка, а для мелких и нишевых туроператоров такие гарантии будут избыточными и непропорциональными их бизнесу.
«Необходимость дифференциации фингарантий поддержали все страховщики. Спорным пока остался лишь путь такой дифференциации. Но надеюсь, что именно благодаря таким дискуссиям и будет найден наиболее оптимальный для этого способ», - пояснил собеседник. По информации Георгий Мохова, во время обсуждения были выделены 4 варианта дифференциации фингарантий.
1) страхование каждого туриста. Некое отдаленное подобие медицинской страховки. Однако если в случае медицинской страховки страхователем и выгодоприобретателем является сам турист, то с фингарантиями всё несколько сложнее: туриста нельзя заставить покупать страховку гражданской ответственности туроператора. Более того, для страховщиков полисы на туры в разные страны и с разными условиями перелета будут нести разные уровни рисков. В итоге такая схема, по мнению страховых компаний, влечет для них очень большую административную нагрузку по обработки полисов, и как следствие – большие затраты. Поэтому поддержки в страховом сообществе эта схема не нашла.
2) пошаговая дифференциация в зависимости от финансовых показателей. «Недавно вступило в силу новое постановление Правительства, в котором, по сути, наконец-то даётся четкое определение понятий микробизнеса, малого бизнеса и среднего бизнеса», - сообщил Георгий Мохов. Так, теперь микробизнесом называется бизнес с годовым оборотом до 60 млн руб, малый бизнес – с оборотом до 400 млн, и средний – до 1 миллиарда рублей. «Таким образом, для определения уровня фингарантий теперь вполне можно руководствоваться этими критериями. Подтверждать же свои обороты туроператоры должны будут различной отчетностью, для этого даже не надо изобретать никакой велосипед. Все давно придумано и даже реализовано», - сообщил эксперт. Многие из присутствовавших посчитали такую схему вполне приемлемой.
3) сплошная привязка размеров фингарантий к объемам туроператоров. По информации собеседника, такая схема также успешно реализована в некоторых странах Европы, где размер фингарантий для туроператоров варьируется от 1% до 5% от годового оборота, в зависимости от страны. Такой вариант дифференциации также был поддержан многими.
4) создание компенсационного фонда. «Обсуждалась и идея создания компенсационного фонда для увеличения надежности всей системы и разделении различных видов рисков при страховании, что позволило бы снизить финансовую нагрузку на турбизнес. В такой фонд мог бы отчисляться небольшой процент от страховой премии туроператоров, например, как в Англии. Впрочем, прямого отношения к проблеме дифференциации фингарантий эта идея не имеет», - добавил Георгий Мохов.