Отказы от туров на российские курорты Кавказа носят единичный характер
По мере эскалации военного конфликта в Южной Осетии, всё больше северо-кавказских регионов оказывается втянутым в зону боевых действий: в каких-то районах идут непосредственно бои, в каких-то развертывают полевые госпитали, а в каких-то принимают беженцев. Все это явно не добавляет туристической привлекательности отдыху на черноморском побережье и курортах Северного Кавказа.
«Негативная обстановка в этом регионе уже начала влиять на продажи туров, - сообщил корреспонденту Сергей Ромашкин, гендиректор туркомпании «Дельфин», - на сегодняшний день у нас есть 5 аннуляций туров по Сочи, и 10 отказов от поездок на Кавказские Минеральные Воды, в Пятигорск и Ессентуки». Впрочем, общий турпоток на Кавказские Минеральные Воды несоизмеримо меньше турпотока на побережье. В тоже время, как отмечает эксперт, для туризма негативные последствия, например, от взрыва в Лоо, ни в какое сравнение не идут с тем, что может принести война на Северном Кавказе. Так, вполне может значительно сократиться количество заявок по Сочи и Адлеру, который находится в 10 км от Абхазии. Сейчас, по мнению Сергея Ромашкина, туристы начинают более внимательно относиться к выбору места отдыха на черноморском побережье.
«Аннуляций туров по курортам Сочи пока нет, но ситуация действительно вызывает беспокойство, - добавил Андрей Уманский, президент туркомпании «РВБ-Алеан», - в дальнейшем все будет зависеть от того, по какому сценарию будут развиваться события в этом регионе». В настоящее время есть отказы от отдыха в Абхазии, продолжил эксперт. «Если учесть, что это для нас не основное направление, то в процентном отношении цифра получается значительной», - добавил собеседник. А вот на отдых в Анапе, по информации Андрея Уманского, ситуация никак не отразилась.
Впрочем, туроператоры по России отмечают в настоящее время общее снижение продаж по черноморским курортам. Но связано это не с начавшимися в северно-кавказском регионе боевыми действиями, считает Андрей Уманский, а с тем, что на августовские даты практически все гостиницы уже давно проданы. Все туры на ближайшие дни закрыты полностью, добавил Сергей Ромашкин, а заезды на сентябрь проданы на 90-95%. По поводу начавшихся отказов от туров, эксперт заметил, что в компании на такие действии стараются реагировать гибко. В случае аннуляции более чем за 2 недели ни туристы, ни турагенты денег не потеряют.
Как разъяснили корреспонденту в юридической консультации «Визит», в соответствии со статьей 14 Закона «Об основах туристической деятельности», если имеется угроза жизни и безопасности граждан, то в случае досрочного расторжения договора деньги туристам должны возвращаться. Если это произошло до начала тура, то полностью, а если уже в процессе отдыха, то в сумме соразмерной неиспользованным услугам. Но, как подчеркнула директор консультации Анна Гладун, вышеупомянутые обстоятельства должны подтверждаться федеральными органами исполнительной власти, тем же Ростуризмом, например. Но никаких решений или рекомендаций, например, от Министерства иностранных дел, с предложением воздержаться от поездок в эти регионы пока не поступало. А в этом случае это значит, что если турист захочет расторгнуть договор без наличия доказательств существования угрозы для его жизни и здоровья, то такие его действия можно квалифицировать как односторонние. Поэтому, в соответствии с договором и законом, деньги туристу необходимо вернуть, но за исключением фактически понесенных туркомпанией расходов.
ОАЭ: будет ли у туристов выбор отечественного авиаперевозчика?
Меньше 2-х месяцев остается до расширения полетных программ в Эмираты. Но до сих пор неизвестно, кто из отечественных перевозчиков и в каких объемах будет представлен на этом маршруте. Главная интрига заключается в том, что до сих пор со своими планами на зиму не определилась авиакомпания «Трансаэро».
«Все остальные перевозчики ждут, какой тип самолета и какую частоту своих полетов выберет «Трансаэро», - сообщил корреспонденту Кирилл Лыжов, гендиректор туркомпании «Интравел Столешники», - если, например, начнут летать Boeing-747 на 450 мест каждый и по 3 раза в неделю, то рыночная ниша экономичной перевозки из Москвы в Дубаи будет полностью занята». Дело в том, что цена кресла на таких машинах получается значительно ниже, чем на других моделях, пояснил эксперт, и остальные наши перевозчики просто не выдержат конкуренции. Если же будет другая крайность, например, небольшой еженедельный борт, то следует ожидать появления уже привычных по прошлому году рейсов авиакомпаний «S7», «ВИМ-авиа», «Аэрофлот Дон» и, возможно, «Атлант Союза». Что касается «иностранцев», то тут выбор прежний, ежедневный «Emirates airlines», дважды в неделю летают «Пакистанские авиалинии», а также рейсы «Singapore Airlines».
Первое увеличение авиаперевозки на эмиратском направлении начнется в начале октября, отметил Кирилл Лыжов, а основное увеличение полетных программ придется на начало школьных каникул в конце того же месяца. Существенного увеличения турпотока, по сравнению с прошлым годом, не произойдет, считает Сергей Овчинников, директор по продажам туркомпании «Спейс тревел», рынок вырастет, максимум на 6-10%. По мнению эксперта, спрос на этом направлении стабилизировался и резкого увеличения продаж, а также как и их падения, не будет. Аналогичный прогноз на зимний сезон по Эмиратам дают и в туркомпании «ИнтАэр». «Турпоток останется на прошлогоднем уровне, - отметил вице-президент компании Алексей Сергеечев, - мы планируем лишь небольшое увеличение объемов и обновим продуктовую линейку, предложив туры на разных типах авиакомпаний».
Абсолютно не отразилось на текущих продажах, по информации эксперта, и недавнее изменение визовых требований в ОАЭ (см. ленту новостей от 31.07.08). В настоящее время остался только один вид визы, сообщил Алексей Сергеечев, нет теперь ни обычной, ни срочной. Срок ее изготовления один-два рабочих дня, как у бывшей «срочной». А стоимость чуть ниже, порядка 70-75 долларов США, отметил эксперт, сумма зависит от условий, которые предлагает принимающая компания. Увеличение стоимости визы на $20 для такого недешевого направления как Эмираты осталось незамеченным на рынке, продолжил Сергей Овчинников, прошедшей зимой на такую цифру чуть ли не еженедельно увеличивалась стоимость туров за счет постоянного подорожания авиаперевозки.