Указ Президента РФ вызвал переполох в эстонских турфирмах
Целый переполох на туристическом рынке Эстонии вызвал вышедший во вторник указ Президента РФ Дмитрия Медведева о новом «порядке облегченного въезда в РФ лиц без гражданства, проживающих в Латвии и Эстонии». Согласно информации пресс-службы Кремля, теперь наши соотечественники смогут въезжать на территорию России без оформления виз. Не дожидаясь реализации этого указа, уже в среду множество русских «неграждан» из этих республик, планировавших визит в Россию, начали аннулировать свои заявки по оформлению виз в туркомпаниях Таллина и Риги.
«В среду целый день я сам и мои сотрудники вынуждены были отвечать практически одновременно сразу на несколько телефонных звонков туристов, которые хотели отказаться от наших услуг по оформлению виз в Россию. Людям приходилось объяснять, что пока без виз их через границу не пустят», - рассказал корреспонденту Олег Агарков, управляющий директор эстонской туркомпании «Акса». Лишь в четверг, после вышедшего разъяснения ситуации от российской дипмиссии, страсти начали улегаться.
Действительно, в подписанном Президентом указе содержится пункт, согласно которому Правительство РФ должно принять меры, обеспечивающие реализацию безвизового въезда. «Согласно российскому законодательству, на это отводится 1 месяц», - пояснил пресс-секретарь Посольства России в Таллине Максим Козлов. Для того, чтобы на границе не возникали проблемы, Посольство рекомендует лицам, направляющимся в ближайшее время в Россию, придерживаться прежней практики оформления виз.
Стоит отметить, что услуга по оформлению виз в Россию является одной из статей доходов русскоязычных турфирм Латвии и Эстонии. Впрочем, по мнению эксперта, турбизнес этих республик не сильно потеряет от отмены виз. «Дело в том, что за последний год количество русскоговорящих людей в Эстонии, которым для посещения России требовалась виза, сократилось примерно в два раза. Соответственно, сейчас оформление таких виз занимает небольшую часть в структуре дохода турфирм, не более 10%», - пояснил Олег Агарков.
Так, по информации собеседника, все проживающие в Эстонии люди (около 1.5 млн человек) делятся властями на несколько категорий. Первые, это граждане Эстонии, которые для получения такого статуса захотели и смогли сдать экзамен на эстонский язык. Большинство русскоговорящих (около 600 тыс) от такой процедуры отказалось. Им был присвоим статус «неграждан» и выданы паспорта серого цвета. При этом часть русскоговорящих взяла российское гражданство (красный паспорт), получив в Эстонии лишь вид на жительство, при этом, естественно, имея право на безвизовый въезд в Россию. Однако с 01 января 2007 года «серопаспортникам» удалось добиться в ЕС права на безвизовый въезд в любую страну Евросоюза, а с 01 января 2008 года такое право получили и «краснопаспортники». Таким образом, последние получили возможность безвизово посещать и Россию и ЕС. В результате за последнее время число «серопаспортников» уменьшилось с 200 тыс до 100 тыс – люди массово стали принимать гражданство России. Соответственно с января этого года визовая статья дохода турфирм начала неуклонно сокращаться, а им приходилось адаптироваться к новым условиям. «Поэтому последний указ Дмитрия Медведева уже не окажет на наш бизнес существенного влияния», - добавил собеседник. Куда более существенным фактором для местного турбизнеса, по мнению Олега Агаркова, является до сих пор не восстановившийся после инцидента с памятником Воину-Освободителю турпоток в Таллин из России. «По моим оценкам, сейчас он меньше турпотока 2006 года примерно на 30%. Особенно это касается группового туризма», - добавил эксперт.
Российские туристы полетят в Ниццу на «французском чартере»
Похоже, туроператоры наконец-то нашли выход из непростой ситуации по организации в пик сезона максимально приближенной к курортам Лазурного берега чартерной авиаперевозки.
Напомним, что попытки поставить прямую чартерную цепочку в Марсель или Ниццу, чтобы сделать доступными по цене для массового туриста курорты юга Франции, отечественные туроператоры предпринимали неоднократно. Ведь существующая перевозка в Ниццу регулярными рейсами «Аэрофлота», по мнению экспертов, для массового туризма не годится: она очень недёшева. Кроме того, авиаперевозчик не дает на этом маршруте групповых тарифов, а строить программу на основе покупки билетов, находящихся лишь в свободной продаже, никто из туроператоров не желает. Учитывая нежелание назначенного перевозчика допускать чартеры на маршруте Москва-Ницца, основные попытки поставить чартер были связаны с соседним Марселем.
Однако все «марсельские» чартерные программы осуществлялись с переменным успехом. Фактически вся история марсельского чартера была борьбой за разрешение выполнять такие полеты. Так, сразу после старта программы в 2004 году, полученное ранее разрешение на чартерные полеты авиационными властями было отозвано. Тогда туроператоры успели сделать лишь два первых рейса из всей запланироанной на лето цепочки. Впрочем, уже в 2005 году программа была выполнена в полном объеме и пользовалась достаточной популярностью у туристов. Однако в сезоне 2006 года её опять не было: тогда у туроператором появилась надежда поставить прямой чартера в Ниццу и марсельская программа была принесена ему в жертву. В итоге чартер не полетел ни в Ниццу, ни в Марсель: в Ниццу чартер не пустили из-за противодействия назначенного перевозчика, а когда стало окончательно ясно о таком запрете, ставить чартер на Марсель было уже поздно. Безрезультатно закончилась и прошлогодняя попытка отправить в этот город Boeing-737 «Оренбургских авиалиний».
И вот теперь появился новый проект, ориентированный непосредственно на Ниццу. Туркомпания «Джет тревел» объявила о своей полётной программе на юг Франции с участием французских перевозчиков. Под флагом «Air France» еженедельные «регулярные» рейсы с 4-го июля по 19-ое августа будут выполнять самолеты французской авиакомпании «Europe Air Post», которая в своей стране занимается в основном почтовыми и грузовыми авиаперевозками. Вот такой получается для российских туристов иностранный «чартер», на который авиакомпания «Аэрофлот» повлиять никак не сможет, ведь французы по межправительственному соглашению имеют право ставить из Ниццы в Москву регулярные рейсы. «Французы предоставили для нас Боинг-737-300, - сообщила корреспонденту директор департамента по авиаперевозкам «Джет тревел» Ирина Волченко, - салон которого из компоновки для перевоза почтовых грузов очень быстро по времени переоборудуется в пассажирский, рассчитанный на 137 мест экономкласса». По информации эксперта, в туркомпании уже есть успешный опыт сотрудничества с этим перевозчиком: в зимнем сезоне французские авиаторы выполняли для российских туристов рейсы в Гренобль. «Благодаря новому проекту, отдых на Лазурном побережье Франции станет удобным по перевозке и доступным по своей цене для массового туриста, - сообщила на пресс-конференции директор по турпродукту «Джет тревел» Лариса Смирнова, - стоимость «3-х звездочного» турпакета начинается от 499 евро для каждого туриста, это дешевле чем, например, аналогичный отдых в соседней Италии».