Туристов оставили без керосина
Как минимум на 12-часовое ожидание своих рейсов в аэропорту были обречены вчера туристы, вылетающие из аэропорта Внуково. Летний сезон только-только начинается, а уже начались многочасовые задержки рейсов и, что символично, первым пострадало самое массовое и востребованное на сегодняшний день туристическое направление – Турция. Четыре рейса в Анталию и один на Даламан, которые должна была выполнить авиакомпания «Атлант-Союз», не смогли состояться по расписанию.
«Причиной задержки вылетов воздушных судов авиакомпании стало отсутствие у поставщика ГСМ – «ТОАП» (Торговый дом «Топливное Обеспечение Аэропортов»), необходимых объемов авиатоплива на складах в международном аэропорту Внуково, - сообщается в официальном пресс-релизе авиакомпании. «Мы были предупреждены накануне, 27 мая 2008 года, о невозможности обеспечить заправку воздушных судов из-за физического отсутствия ГСМ, - сообщил корреспонденту пресс-секретарь Георгий Баутин, - авиакомпания направила официальные обращения к заказчикам-туроператорам о переносе времени вылетов и необходимости оповещения туристов». По информации собеседника, все службы авиакомпании и аэропорта Внуково обеспечивали прибывших ранее на рейсы пассажиров питанием, а желающих размещали в гостинице.
В тоже время, по мнению юристов, хотя туристами в аэропортах при задержках согласно новым правилам авиационных перевозок должны заниматься авиаторы, туроператоры обязаны приложить все усилия для своевременного доведения информации об измененном времени вылета до туристов и турагентов. Обычно туроператоры сообщают о переносе времени вылета турагентам, а те в свою очередь доводят эту информацию по телефону до туристов, по возможности записывая на диктофон такой разговор или ведя журнал телефонограмм для избегания необоснованных претензий. Однако на практике, особенно при нехватке времени, эта цепочка не всегда срабатывает. Тем не менее, на сайтах туроператоров, в любом случае, информацию о переносе времени вылета разместить несложно. Любопытно, что, например, «Тез тур» такую работу проделал, а «Мостревел», чьи туристы тоже «зависли» в аэропорту, не посчитал должным проинформировать таким образом своих турагентов. Вызывает вопрос и количество «пострадавших от невыезда» туристов. По утверждениям сотрудников «Атлант-Союза» в аэропорту Внуково таких с 5-ти рейсов было около 700 человек. Но если учесть, что в Турцию авиакомпания летает на лайнерах Ил-86 вместимостью в 350 кресел, а свободных мест в Анталию нет на ближайшие даты ни у кого из туроператоров, то таких туристов должно быть никак не менее 1700 человек. И это только в Москве, ровно такое же количество пассажиров ожидают эти же борта в Турции, и хорошо, если еще в своих отелях, а не в переполненном иностранными туристами анталийском аэропорту. «Наши туристы в Анталье продолжают отдыхать в своих гостиницах, - сообщила Марина Макаркова, PR-директор туркомпании «Тез тур», - их привезут в аэропорт непосредственно к вылету». Поступили ли подобным образом и остальные туроператоры, станет известно позднее, когда сами туристы поделятся своими впечатлениями.
К сожалению, надо готовиться к повторениям подобных случаев. По мнению экспертов-авиаброкеров, авиакомпания «Атлант-Союз» только первая «жертва» топливного дефицита. Дело в том, все основные авиаперевозчики уже исчерпали собственные запасы авиатоплива и заправляются сейчас из резервов аэропортов. И дальнейшие отношения авиакомпаний с поставщиками топлива приведут лишь очередному, и далеко не последнему повышению стоимости авиакеросина, а, следовательно, и цен на перевозку. Поразительно, но в стране, которая буквально захлебывается в нефти, сдержать галопирующий рост цен на топливо не помогает ничто. Ни обращения ведущих авиакомпаний к премьер-министру РФ, ни действия различных общественных организаций (см. ленту новостей от 06.05.08).
Вследствие того, что самолеты «Атлант-Союза» из-за отсутствия топлива стоят на приколе в аэро
Догонит ли российский турпоток на Кубу объемы западных стран?
Динамика роста турпотока из России значительно опережает средний темп прироста объема иностранного туризма на Кубе, отмечали сотрудники кубинского министерства туризма на проходившей в Гаване 28-й ярмарке туризма FITCuba’08. По информации чиновников, он составил по результатам 2007 года почти 24%, в то время как общее количество иностранных туристов увеличилось на 15%. Тем не менее, стоит заметить, что доля российских туристов в общем иностранном турпотоке на остров Свободы весьма и весьма скромна. В 2007 году Кубу посетили немногим более 29 тысяч российских туристов, это пока десятый результат среди всех иностранных государств. Пальма первенства здесь принадлежит канадским путешественникам, более 700 тысяч туристов, на втором месте Великобритания, далее идут Испания, Италия, Германия, Франция и Мексика. А общее количество иностранных туристов, выбравших Кубу местом своего отдыха, по итогам 2007 года составило почти 2 миллиона человек.
«Кубинские власти уделяют российскому рынку очень большое внимание, - сообщил корреспонденту Шагабан Чомаев, представитель в Москве кубинского министерства по туризму, - с этой целью больше бюджетных средств будет выделяться на рекламу Кубы как круглогодичного курорта». По информации эксперта, сейчас, когда на российском рынке для кубинского направления наступил низкий сезон, отели Острова Свободы переполнены отдыхающими, на 95% заполнены гостиницы таких известных цепочек как «Sol Melia», «Iberostar» и других, чуть меньше, процентов на 70 – отели, принадлежащие кубинским хозяевам. Объявлена программа реконструкции имеющейся туристической инфраструктуры и инвестиций в сооружение новой, отметил Шагабан Чомаев, будет построено около 30 новых отелей, преимущественно на островах.
Любопытно, что многие чиновники, как с кубинской, так и с российской стороны, отмечали, что с 1-го января 2009 года авиакомпания «Аэрофлот» начнет осуществлять ежедневные вылеты из Москвы в Гавану, вместо 3-х существующих в настоящее время.
«На новогодние праздники загрузятся все ежедневные рейсы на Кубу, - заметил Василий Яковлев, ведущий менеджер Карибского отдела туркомпании «ICS Travel group», - а вот по остальным датам сделать это будет сверхтяжело, сейчас даже 4-й еженедельный рейс может оказаться лишним». По мнению эксперта, спрос на «кубинский» отдых в нашей стране недостаточно высокий и основная причина, сдерживающая увеличение турпотока, это постоянно растущие цены на авиаперевозку. Даже сейчас, в низкий сезон, стоимость билета, заложенная в общую цену турпакета, составляет от $1300 до $1800, отметил Василий Яковлев, а зимой она будет выше 2000 долларов США за кресло, поэтому далеко не каждый наш гражданин может позволить себе отдых на Кубе, особенно при большом выборе других, более экономичных направлений.
В том, что «Аэрофлот» поставит ежедневную частоту на Гавану сомневается и Андрей Кузнецов, президент туркомпании «Бюро Южный Крест». А вот начало полетных программ на Варадеро следует ожидать в этом году гораздо раньше. По информации эксперта, первые рейсы авиакомпании «Трансаэро» состоятся уже в октябре.