Кто заплатит туристу за ущерб?
Проходящее в Красноярске судебное разбирательство между туристами и местным туроператором достойно того, чтобы на его суть обратили внимание остальные участники туррынка: безопасность бизнеса многих из них оказалась незащищенной от чрезмерных претензий туристов, и отвечать туроператорам придется даже за те моменты путешествия своих туристов, к которым они не имеют никакого отношения.
Так, недавно туристы красноярской туркомпании «Дюла тур» обратились в суд с требованием возместить им моральный и материальный ущерб за некачественно организованный отдых. Суть дела заключается в том, что во время пребывания в Таиланде туристы приобрели экскурсионный тур на реку Квай, где во время путешествия их лодка столкнулась с другой, в результате чего туристы потеряли часть своих личных вещей, а сами чуть не утонули.
По мнению туристов, происшествие случилось из-за несоблюдения сопровождавшими гидами мер безопасности. Как утверждают пострадавшие, их гиды представлялись сотрудниками «Дюла тур» и поэтому ответственность за ненадлежащее оказание туристических услуг должна понести красноярская туркомпания. Она же, естественно, была не согласна с обвинениями. Заключенный с пострадавшими договор о реализации туристического продукта включал только перевозку Красноярск-Бангкок-Красноярск и размещение в отеле, пояснили в туркомпании, и никаких собственных филиалов и представительств за рубежом «Дюла тур» не имеет. Любопытно, что перспективы этого судебного дела весьма неоднозначны, считают юристы. Если туристы смогут доказать какую-либо договорную связь организаторов экскурсии с туроператором, то шансы получить возмещение у них достаточно высоки, хотя по логике туроператор не должен отвечать за экскурсию, проданную не им. Однако житейская логика и логика законов не всегда совпадают.
Стоит отметить, что эта история является во многом типичной для туррынка, и такие случаи могут произойти и происходят на различных курортах. Кто же в таком случае на самом деле несет ответственность за все происшествия с туристами за рубежом, и как обезопасить свой бизнес от необоснованных претензий клиентов? С таким вопросом корреспондент обратился к Анне Гладун, гендиректору юридической консультации «Визит». Как пояснила эксперт, в соответствии со статьей 9 Закона об основах туристической деятельности, «туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур». То есть, туркомпания вполне может нести ответственность за действия своих контрагентов, пояснила эксперт, а если экскурсионное обслуживание или дополнительные услуги включены в турпакет, то тем более. Исключение составляют случаи, когда экскурсионные услуги оказывает зарубежная туркомпания, не имеющая никакого отношения к российским туроператорам. В этом случае туристам придется предъявлять претензии именно этой компании, причем все судебные разбирательства будут проходить на территории той страны, где эта компания и работает, отметила Анна Гладун.
Типичный пример такой ситуации, это февральская трагедия с нашими туристами в Таиланде, когда во время следования на экскурсию перевернулся туристический автобус (см. ленту новостей от 28.02.08). В этом случае иски по оплате дополнительных расходов, непокрываемых медицинской страховкой, когда например, турист становится инвалидом или нуждается в длительном лечении, должны предъявляться к тайской компании, организовавшей экскурсию. Однако в случае, если зарубежные партнеры состоят в договорных отношениях с российским туроператором или работают под его брендом, или услуга включена в турпакет, как например, трансфер на автобусе из отеля в аэропорт, то претензии по возникшим проблемам турист может направить уже в адрес отечественной туркомпании. В этом случае практически наверняка суд встанет на сторону туриста. В качестве и
В центре Москвы ограбили турфирму на 1 млн рублей
В самом центре Москвы была ограблена одна из известных турфирм. Как сообщают в пресс-службе ГУВД столицы, из офиса туркомпании неизвестные похитили оргтехнику на сумму более 1 миллиона рублей.
В дежурную часть милиции обратилась вице-президент компании, которая заявила, что неизвестные проникли на четвертый этаж здания на Озерковской набережной, взломали двери кабинетов и вскрыли сейфы. По оценкам пострадавших, общий материальный ущерб составил около миллиона рублей. Возбуждено уголовное дело, ведется расследование.
НАША СПРАВКА: стоит отметить, что в последнее время преступления против турфирм или их сотрудников участились. Приводим хронологию наиболее известных криминальных инцидентов с российскими турфирмами: 30 января этого года в Москве неизвестными преступниками было совершенно дерзкое вооруженное нападение на гендиректора известного на рынке туроператора «Альтус» Бориса Блинова. Тогда трое неизвестных напали на Бориса Блинова в середине дня недалеко от головного офиса компании, расположенного в центре столицы по адресу Колпачный пер., д.№10, и из неустановленного травматического оружия ранили его в шею. Затем забрали его сумку, в которой находились служебные документы, а также 50 тысяч рублей, и скрылись на автомобиле Audi-A6. В октябре прошлого года более миллиона рублей были похищены из помещения туристической фирмы «MITS» в центре Петербурга, расположенной в доме N4 по Миллионной улице. При этом дверь в помещение взломана не была, поэтому в милиции не исключают, что у воров были ключи от офиса. Прошлым летом из сейфа одной из московских турфирм, расположенной на Кронштадтском бульваре, было украдено около 7.8 миллиона рублей. В пересчете на валюту эта сумма составляет около 310 тыс долларов или 220 тыс евро. В результате следствия выяснилось, что вором оказался охранник туркомпании. Также летом прошлого года, 20 июля, в Москве было совершено заказное убийство директора чебоксарской турфирмы «Арс-Тур». 30-летний предприниматель Анатолий Левин был расстрелян на Кленовом бульваре. В тот день он заехал к своим родственникам. В 18:30 попрощался и вышел во двор к своему автомобилю. Внезапно к нему подскочил неизвестный и выпустил три пули в упор из пистолета Макарова. А затем сделал еще выстрел в голову. Опять таки в разгар прошлого летнего сезона в самом центре Ст.Петербурга – на пересечении Невского проспекта и улицы Восстания, во время рабочего дня было совершено дерзкое нападение на туристическую компанию «Атолл». Тогда ближе к вечеру в офис турфирмы зашли трое молодых людей и спросили о турпутевках. Затем псевдопокупатели ушли, но через минут пять вернулись, уже вооруженные пистолетами и, угрожая физической расправой, уложили всех сотрудников компании на пол. С двух сотрудниц сняли два золотых кольца и один браслет. Из кассы фирмы бандиты похитили дневную выручку - 20 тысяч рублей, а также личные деньги директора - 25 тысяч рублей. За год до этого – летом 2006 года, частично повторив трюки из фильма «Дневной дозор», в гостинице «Космос» через окно 7-го этажа преступники ограбили кассу банка «РусСлавБанк». Примечательно, что данная касса обслуживала туроператора «Капитал-тур», принимая оплату от его турагентов. Тогда один из преступников спустился в кассу с 8-го этажа через открытое окно, используя альпинистское оборудование, а второй ворвался в дверь. В результате преступной операции, добычей бандитов стали 220 тысяч рублей. Дальнейший отход с места преступления тоже был нетривиальный: грабители спустились по альпинистским веревкам до козырька 4-го этажа и затем скрылись, побежав в сторону Ярославской улицы. По горячим следам найти преступников не удалось. В мае 2006 года в районе Приэльбрусья было совершено вооруженное нападение на президента группы компаний «Альпиндустрия» Сергея Зон-Зама. Тогда пострадавший сообщил, он ехал на автомобиле, когда ему бандиты преградили путь и разбили камнем лобовое стекло. После произошло нап