Российские туристы в Гоа заменят англичан в отелях
На первое место по числу туристических посещений индийского курорта Гоа среди всех иностранцев, возможно, выйдут российские туристы уже в следующем сезоне, сообщила корреспонденту Елена Зеленина, директор по развитию туркомпании «Део». В беседе с ней вице-президент Туристической Ассоциации курорта Гоа г-н Чандракант Сангавар отметил, что в этом году на курорте произошел значительный спад на английском рынке. Причиной этого стал, по мнению эксперта, высокий уровень цен на отели Гоа, не устраивающий контингент английских туроператоров, а также возникшие у британских туристов проблемы с индийскими визами. «Общий спад английского рынка в этом году составил 30%, и существует сильная вероятность того, что к следующему сезону он не восстановится и тенденция спада продолжится», - подчеркнул Чандракант Сангавар.
Высвободившиеся в связи с этим комнаты в отелях были заполнены и заполняются за счет российских туристов, считают индийские хотельеры, а также скандинавскими туристами и небольшой долей туристов из стран Восточной Европы, и, естественно, самими индусами. «Хотя спрос на гоанские отели остается высоким, вероятно, к следующему сезону они заранее захотят заполнить освободившуюся нишу и отдать ее если не полностью, то в значительной части более стабильному рынку, - сообщил Чандракант Сангавар, - и здесь мнение отелей вполне определенно, если российские туроператоры захотят ее заполнить, то хотельеры готовы к сотрудничеству». Привел собеседник и официальные цифры за последние годы. С его слов, если за прошлый сезон прирост российского рынка по сравнению с английским составил 15%, то в этом году - уже 46%.
По мнению российских туроператоров, это будет хорошей новостью для всех игроков, работающих на гоанском направлении, однако переизбытка комнат пока не ощущается, скорее, наоборот. «Вполне возможно, что английские туристы и уходят с курорта, - отметил Илья Смирнов, начальник отдела туркомпании «Турбюро Москва», - но дефицит номеров там по-прежнему остается». Ситуацию спасает только наличие коммитментов и эллотментов, продолжил эксперт, и хотя случаев переселений туристов из забронированных отелей не было, факты неподтверждения номеров на эллотментах имели место, ряд отелей выслал стоп-сейлы. «Многие индийские отели не заинтересованы в иностранном рынке, - добавил Дмитрий Фесик, гендиректор туркомпании «UTE Megapolus group», - европейцы там погоды не делают, около 80% номерного фонда занимает местный рынок». По мнению эксперта, Гоа очень популярное среди индусов место для проведения конференций, свадеб и различных торжеств для семей с достатком. Если число таких состоятельных туристов составляет всего около 1.5% от общего числа населения Индии, то в абсолютном исчислении это будет внушительная цифра. «Ситуация с «наземкой» для иностранных туристов там постоянно сложная, - считает Дмитрий Фесик, - и хорошо, если будет подтверждаться хотя бы то, что уже представлено на нашем рынке».
Кто заплатит туристу за ущерб?
Недавно туристы красноярской туркомпании «Дюла тур» обратились в суд с требованием возместить им моральный и материальный ущерб за некачественно организованный отдых. Суть дела заключается в том, что во время пребывания в Таиланде туристы приобрели экскурсионный тур на реку Квай, где во время путешествия их лодка столкнулась с другой, в результате чего туристы потеряли часть своих личных вещей, и сами чуть не утонули.
По мнению туристов, происшествие случилось из-за несоблюдения сопровождавшими гидами мер безопасности. Как утверждают пострадавшие, их гиды представлялись сотрудниками «Дюла тур» и поэтому ответственность за ненадлежащее оказание туристических услуг должна понести красноярская туркомпания. А там, естественно, были несогласны с обвинениями. Заключенный с пострадавшими договор о реализации туристического продукта включал только перевозку Красноярск-Бангкок-Красноярск и размещение в отеле, пояснили в туркомпании, и никаких собственных филиалов и представительств за рубежом, «Дюла тур» не имеет. Любопытно, что перспективы этого судебного дела весьма неоднозначны, считают юристы. Если туристы смогут доказать какую-либо договорную связь организаторов экскурсии с туроператором, то шансы получить возмещение у них весьма высоки, хотя по логике туроператор не должен отвечать за экскурсию, им не проданную. Однако житейская логика и логика законов не всегда совпадают.
Стоит отметить, что эта история является во многом типичной для туррынка, и такие случаи могут произойти и происходят на разных курортах. Кто же в таком случае на самом деле несет ответственность за все происшествия с туристами за рубежом, и как обезопасить свой бизнес от необоснованных претензий клиентов? С таким вопросом корреспондент обратился к Анне Гладун, гендиректору юридической консультации «Визит». Как пояснила эксперт, в соответствии со статьей 9 Закона об основах туристической деятельности, «туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур». То есть, туркомпания вполне может нести ответственность за действия своих контрагентов, пояснила эксперт, а если экскурсионное обслуживание или дополнительные услуги включены в турпакет, то тем более. Исключение составляют случаи, когда экскурсионные услуги оказывает зарубежная туркомпания, не имеющая никакого отношения к российским туроператорам. В этом случае туристам придется предъявлять претензии именно этой компании, причем все судебные разбирательства будут проходить на территории той страны, где эта компания и работает, отметила Анна Гладун.
Типичный пример такой ситуации, это недавняя трагедия с нашими туристами в Таиланде, когда во время следования на экскурсию перевернулся автобус (см. ленту новостей от 28.02.08). В этом случае иски по оплате дополнительных расходов, непокрываемых медицинской страховкой, когда например, турист становится инвалидом или нуждается в длительном лечении, должны предъявляться к тайской компании, организовавшей экскурсию. Однако в случае, если зарубежные партнеры состоят в договорных отношениях с российским туроператором или работают под его брендом, или услуга включена в турпакет, как например, трансфер на автобусе из отеля в аэропорт, то претензии по возникшим проблемам турист может направить уже в адрес отечественной туркомпании. В этом случае практически наверняка суд встанет на сторону туриста. В качестве иллюстрации можно привести пример с ДТП в Турции с туристами компании «Sunmar», произошедшее по время трансфера отель-аэропорт в октябре прошлого года (см. ленту новостей от 05.10.07). Эксперты считают, что обе пострадавшие туристки достаточно легко могли бы через суд потребовать у туроператора компенсацию не только на свою дальнейшую реабилитацию, но и за вынуж