Турция выбирает: евро? доллар? лиры?
Ведущие туроператоры по Турции уже, в основном, сверстали свои программы на летний сезон. Контракты с отелями заключены, договоры с авиаперевозчиками тоже подписаны или будут подписаны в самом ближайшем будущем.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что в этом сезоне турецкие турпакеты подорожают в среднем на 10-15%, а причиной в равной степени станут отели и авиаперевозка. Как сообщила замгенерального директора компании «GTI» Нериман Ташчи корреспонденту , примерно 75% отелей, с которыми компания заключила контракты, повысили стоимость проживания приблизительно на 5-10%, в то же время четверть отелей оставили цены на прошлогоднем уровне. Причем, как подчеркнула г-жа Ташчи, ни один отель не авставил им цены в евро. Лишь ок. 15% отелей пытались перейти на расчеты в турецких лирах, однако такие предложения обычно отвергались из-за неудобства в расчетах. В результате, все контракты были заключены в долларах. Впрочем, менее крупные операторы наверняка столкнулись с ценами в евро или в лирах от некоторых отелей. Любопытно, что г-жа Ташчи объясняет массовое удорожание стоимости размещения не растиражированным в прессе переходом отелей на евро, а попыткой отелей застраховать себя от нестабильного поведения доллара на мировом рынке. Мнение о том, что турецкие отели в ближайший год-два не перейдут на евро, разделяет и Игорь Киселев, начальник отдела маркетинга и рекламы компании «ДипТур». По его мнению, отели скорее перейдут через некоторое время на лиры, чем на евро, ведь опыт Европы показал, насколько русский туррынок болезненно может отреагировать на введение столь дорогой валюты валюты.
Второй весомый вклад в удорожание турпакетов вносит авиаперевозка. Однако помимо уже набившей всем оскомину высокой цены на авиатопливо, на увеличение стоимости билетов повлиял все-таки состоявшийся переход некоторых обслуживающих самолеты компаний Турции на евро. Причем переход этот, как это часто бывает, произошел в виде простого изменения номинала валюты оплаты, а не перерасчета цен по курсу. Например, по некоторым данным, если наземное обслуживание самолета Ил-86 стоило ок. $2600, то теперь стало 2600 евро, т.е. подорожало почти на 30%., В итоге, по оценкам экспертов, если в прошлом году авиабилет в Турцию стоил около 150-170 долларов в зависимости от типа самолета, то в этом году, учитывая подорожание топлива и обслуживания, он будет стоить около 180-190 долларов.
Мальтийская перевозка пошла в минус
На 50% в течение этой недели сократится авиаперевозка на Мальту. Закончились детские каникулы, а именно на них и делалась основная ставка по объему туристов игроками направления. «28-го августа состоится первый вывозной рейс одного из еженедельных бортов авиакомпании «Атлант Союз», - сообщил корреспонденту Иван Шолохов, гендиректор компании «ЮниВестМедиа», - а 1-го и 2-го сентября прекратят свои полеты два из пяти, отлетавших весь август, бортов авиакомпании «Air Malta».
Дальше, вплоть до 1-го ноября, направление переживет еще несколько плановых сокращений авиаперевозки: 29-го сентября «Атлант Союз» закончит все свои полеты, не останется к этому времени и еще одной частоты «Air Malta». Эта авиакомпания двумя еженедельными рейсами отлетает весь октябрь. А на зимний период туристы, решившие провести свой отдых на Мальте, могут рассчитывать только на один еженедельный рейс мальтийского авиаперевозчика.
Уже сейчас можно подвести предварительные итоги летнего сезона. Как отмечают туроператоры, прошел он ровно и вполне предсказуемо. «Если не считать последних августовских рейсов, то традиционно «подгорали» самые первые июньские вылеты и одна из июльских дат, - сообщила Юлия Фетисова, гендиректор туркомпании «Консол», - а в остальные дни спрос превышал предложение по авиаперевозке». По мнению эксперта, сезон прошел ровно и вполне предсказуемо.
Проблем с загрузкой рейсов не будет и в сентябре, считают в туркомпании ЮниВестМедиа». «Оставшееся на этот период количество рейсов будет востребовано туристами, - отметил Иван Шолохов, - для сентября это оптимальное сочетание». По информации эксперта, спрос на Мальту будет поддерживаться и снижением цен на проживание в отелях. Порядка 80% мальтийских гостиниц с 1-го сентября на 10-15% удешевляют стоимость проживания.
По мнению туроператоров, проблемы будут ожидать направление лишь с 1-го ноября. С этой даты заканчивается облегченный порядок въезда туристов из России на территорию Мальты. «Мы ожидаем определенный отток туристов, особенно из регионов - сообщила Юлия Фетисова, - теперь недостаточно будет представить в консульство копию загранпаспорта, только оригинал, да и остальные документы надо будет представлять в соответствии с визовыми требованиями «шенгенских» государств».