«ВИМ-авиа» меняет самолеты и поднимает цены
В преддверии авиасалона МАКС-2007 авиакомпания «ВИМ-авиа» объявила о заключении предварительного соглашения с корпорацией «Boeing» о поставке 15 пассажирских самолетов Boeing-737-900ER в 2013-2014 годах общей стоимостью около $1 млрд, и даже уже внесла депозит за эту сделку, сообщает газета «Коммерсант». Не дожидаясь поставки новых самолетов, перевозчик намерен найти замену своим устаревающим Boeing-757-200 за счет приобретения Boeing-737-500 на вторичном рынке. Впрочем, еще не обновив парк, перевозчик уже успел существенно повысить цены на свои чартерные программы (см. ленту новостей от 15.05.07). Тогда такой шаг «ВИМ-авиа» привел к цепной реакции подорожания чартеров примерно на 15% у остальных перевозчиков. По информации наших источников, в канун начала осенне-зимних программ авиакомпания опять пытается повысить свои расценки.
«Переговорный процесс по зимним чартерам еще только идет, но «ВИМы» уже задрали свои цены на египетском направлении очень сильно. Если они их не снизят до рыночного уровня, то наверняка останутся без заказчиков. В этом случае на линиях Москва - Хургада и Москва - Шарм Эль Шейх останутся лишь три перевозчика: «Сибирь», «Трансаэро» и «Атлант-Союз». Они то и будут играть главную роль на египетском рынке этой зимой», - сообщил корреспонденту источник, пожелавший сохранить свою анонимность. Впрочем, другие эксперты считают, что пока рано делать какие-либо выводы о чартерных программах предстоящей зимы. «Мне кажется, еще рано говорить о зиме. Если для «ВИМ-авиа» египетское направление будет интересно, они наверняка пойдут навстречу рынку», - отметил Алексей Молоканов, гендиректор авиаброкерской компании «RCC». «Я также считаю, что пока выводы делать рано. Летом же самолетов на рынке катастрофически не хватало, поэтому перевозчики этим в открытую воспользовались, подняв цены. Зимой же всё по другому», - добавила Галина Горшкова, гендиректор компании «Лайн-инвет тур».
При этом обновление парка авиакомпании экспертами только приветствуется, однако не за счет безудержного взвинчивания цен на чартерном рынке. «То, что «ВИМы» пошли по пути обновления парка – только радует. Ведь если говорить откровенно, у большинства российских перевозчиков Боинги очень старые, и ни по техническому состоянию, ни по внешнему виду салонов никак не соответствуют мировым требованиям. К тому же их частые поломки приводят к длительным задержкам», - добавила Галина Горшкова.
НАША СПРАВКА: В настоящее время парк компании состоит из 16 среднемагистральных самолетов Boeing-757-200 с конфигурацией 200 и 220 пассажирских мест. Эти лайнеры могут выполнить полеты на расстояния до 6.800 км. Также в парке авиакомпании находятся два Як-42. Боинги были приобретены «ВИМ-авиа» в 2004-2006 годах двумя партиями на различных финансовых условиях. Первая партия из 12 бортов была куплена в 2004 году у немецкой авиакомпании «Condor», а остальные четыре лайнера были взяты в финансовый лизинг на семь лет через американскую лизинговую компанию «Gecas». Ранее эти машины эксплуатировала авиакомпания «American Trans Air». При этом один Boeing-757 был перевозчиком буквально на днях продан грузовой авиакомпании «DHL».
«Дополнительный доход» по фингарантиям турист с кандачка не получит
Вступивший в силу в начале лета Закон о фингарантиях резко усилил активность так называемых «профессиональных туристов», пытающихся извлечь прибыль из туристической поездки, инициируя заболевание или занимаясь мошенничеством. О проблемах таких «профессиональных потребителей» и о том, как с ними бороться говорилось вчера на пресс-конференции Ассоциации туроператоров России (АТОР).
Так, начальник правового управления Ростуризма Евгений Писаревский, говоря об определении понятия «профессиональный турист» очертил его так: профессиональные туристы − это туристы, которые используют свои права с целью причинения вреда сторонним лицам. В данном случае имеются в виду туристические компании, туроператоры и страховщики. «При таком положении дел − прокомментировал он − согласно статьям гражданского кодекса суд в праве отказать туристам в таком иске». Тем не менее, по оценкам начальника управления комплексного страхования в туризме компании «Ренессанс Страхование» Елены Скуратовой, на сегодняшний день таких туристов примерно 1% от общего числа выезжающих за границу россиян. Например, достаточно часты случаи, отметила собеседник, когда туристы фальсифицируют то или иное заболевание, договариваясь с врачом на месте отдыха, и отправляют полис на оплату. Ущерб от деятельности таких «профессиональных туристов-пациентов» для страховых компаний составляет 1.5-2 млн. руб в год.
Если же обратиться от страховой отрасли непосредственно к туристической, то активизация «профессиональных туристов» наблюдается и здесь. На мероприятии отмечалось, что после принятия закона о фингарантиях, широко освещаемого различными СМИ, у определенной категории туристов сложилось впечатление, что при любом, на их взгляд, неисполнении условий договора о туристическом обслуживании они могут рассчитывать на моментальное возмещение в страховой компании. Те же туристы, которые уже уяснили для себя, что турфирмам невыгодны выплаты по претензиям от их финансовых обеспечителей – банков и страховых фирм, фактически начали шантажировать туроператоров мелкими, а иногда и надуманными претензиями, рассчитывая на прямые и быстрые выплаты от туркомпаний. Как заметила Татьяна Коршунова, вице-президент компании «Ланта-тур вояж», с таким проблемами, прежде всего, столкнулись небольшие компании, которые не имеют у себя в штате профессиональных юристов. Часто в расчете на испуг и юридическую неграмотность сотрудников такие туристы пытаются получить «компенсации» и с турагентств. Как сообщил исполнительный директор АТОР Андрей Маликов, Ассоциация готова оказывать помощь пострадавшим турфирмам в разрешении спорных вопросов путем предоставления юридической помощи и консультаций.
Чтобы избегать таких конфликтов в будущем, «нормы права, изложенные в законах о туризме, надо переносить в договоры», - отметил Евгений Писаревский. По мнению эксперта, АТОР должна выступить инициатором по разработке и выпуску методических сборников для турагентов, где будет описано максимальное количество типовых ситуаций в сфере туристических отношений и юридически правильных вариантов выхода из них, с образцами ответов и заявлений. В свою очередь, Федеральное агентство по туризму планирует начать изучать правоприменительную деятельность в сфере туризма, подчеркнул Евгений Писаревский, в частности в судебной практике. Все такие материалы в виде информационных писем периодически будут размещаться на сайте Ростуризма, добавил собеседник. «Для разработки правоприменительных рекомендаций мы создаем межведомственную рабочую группу из представителей АТОРа, Ростуризма и страховых компаний», - сообщил Андрей Маликов. Уже до конца года турагентам стоит ожидать появления на сайте АТОРа унифицированного агентского договора, в котором будут учтены все последние правовые реалии в сфере туристической деятельности.