Диплом туристического ВУЗа трудоустройства не гарантирует
Осталась последняя неделя до окончания очередной сессии в российских ВУЗах, в том числе туристических. На туррынок придет очередная когорта выпускников этих специализированных учебных заведений. Насколько они востребованы в туроператорских и турагентских компаниях, и на сколько их знания соответствуют запросам рынка попытался выяснить корреспондент, опросив экспертов туррынка. Приводим некоторые из их высказываний.
Игорь Васильев, гендиректор кадрового агентства «Кадровый Центр «Туризм и Работа»: «Дефицит по кадрам в туристической отрасли огромный, с 98 года туриндустрия выросла колоссально, и грамотно подготовленных специалистов явно не хватает. Крупные компании не особо хотят брать на работу выпускников ВУЗов, из-за недостаточной, а зачастую и слабой их подготовки. Могу отметить, что по нашему опыту основные критерии, которые туркомпании выставляют для соискателей, являются: опыт работы в туризме или хотя бы в сфере услуг от 2-3 лет; хорошее знание географии; умение работать с людьми, деловое общение; иностранный язык и компьютер. Однако многие дисциплины, которые преподают в ВУЗах, не отражают интересов турбизнеса, да и подход к обучению в разных институтах совершенно разный. Хорошим спросом пользуются специалисты из МГУ и других серьезных заведений. В них хорошо поставлено изучение истории, географии, информатики и конечно иностранного языка. Еще одной немаловажной причиной, по которой крупные турфирмы не особо жалуют в своем коллективе молодых специалистов, является большая материальная ответственность сотрудников турфирм. Ведь туры в основном стоят по несколько тысяч долларов, а из-за малейшей ошибки начинающего специалиста компания может потерять потенциального клиента или «нарваться» на существенный штраф от отеля или авиакомпании».
С такой оценкой состояния рынка труда в турбизнесе в целом согласна и Татьяна Ванд, гендиректор компании «Ванд Интернешнл»: «Выходя из стен института, новоиспеченные менеджеры совсем не подготовлены к работе, максимум, на что они способны, так это на работу секретарем. Я считаю, что только через год после работы секретарем и дополнительного обучения в турфирме их можно допускать к работе менеджерами в турфирмах. А туррынок сейчас требует совсем иного уровня подготовки. Однако что-либо изменить в ВУЗах невозможно - обучающие учреждения дают ту образовательную программу, которую утвердил департамент образования, при этом многие дисциплины в ней абсолютно не нужны для туризма. По моему мнению, в образовательную программу должно входить долее глубокое изучение стран, деловое общение и этикет, риторика и русский язык, работа с клиентами, а также информатика. Более того, сложившаяся на туррынке колоссальная нехватка грамотных специалистов обусловлена еще и тем, что заканчивая институт, 70% выпускников уходят работать в гостиничный бизнес. Они уже заранее знают, что в этой отрасли куда проще работать, а непосредственно в туризм идут работать всего лишь 20-30%».
Принимают выпускников турВУЗов к себе на работу и турагентские компании и сети. Однако вынуждены это делать с предельной осторожностью, вначале практически не доверяя ис ответственную работу. Так, Сергей Толчин замдиректора по московскому региону компании «Куда.ru», сообщил: «Выпускников стараемся брать, и в этом году также планируем взять некоторое количество. Однако на должность менеджера мы вряд ли их сразу поставим: у выпускников турВУЗов присутствует определенный уровень знаний, но все равно их приходиться серьезно переучивать. Так, по началу мы их обычно берем на должности курьера или ассистента менеджера, и только после приобретения дополнительных навыков и знаний переводим их в полноценные менеджеры по продажам. Хочу обратить внимание, что новоиспеченные туристические специалисты в стенах ВУЗов мало получают знаний по страноведению: было бы хорошо, если институты организовывали рекламные туры по массовым направлениям. В этом случае у их выпускник