Новый игрок может оттянуть на себя до 20-30% массового турпротока всей России
Выход крупнейшего в России сотового ретейлера на туристический рынок, о котором говорили еще полгода назад (см. ленту новостей от 15.12.06 и 20.12.06), стал вчера свершившимся фактом. По этому поводу компания распространила официальное заявление, где кратко описала свои первоначальные планы и назвала своих основных партнеров среди туроператоров.
На данный момент известно следующее. «В преддверии летнего сезона с 14 мая посетители 43 крупнейших салонов «Евросеть» в Самаре, Уфе, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Новосибирске и Омске смогут приобрести туристические путевки по ценам ниже среднерыночных. В ближайшем будущем услуга станет также доступна посетителям 13 салонов «Евросеть» в Москве», - сообщил корреспонденту Очир Манджиков, пресс-секретарь компании. Как добавил собеседник, в салонах «Евросеть» можно будет забронировать и приобрести туры по основным туристическим направлениям. Генеральными партнерами компании выступили туроператоры «Tez-Tour» и «Капитал-Тур». В салонах «Евросеть» также предусмотрено комплексное обслуживание клиента: бронирование авиабилетов в случае вылета из другого города, оформление потребительского кредита от «Финансбанк» и «Русский стандарт», а также круглосуточная справочная служба.
Выход на туристический рынок столь серьезного игрока всерьез обеспокоило туристическую общественность, опасающуюся перетока части своей клиентуры к новому ретейлору. Действительно, «Евросеть» обладает на данный момент 5200 офисами по России и ближнему зарубежью. По мнению экспертов, если предположить, что из 60 млн посетителей (согласно собственным данным сети) салонов «Евросети» около 10% приобретут турпутевку в Турцию или Египет, и учесть, что суммарная емкость этих рынков составляет ок. 2.5 млн российских туристов в год, то новый игрок может оттянуть на себя до 20-30% массового турпротока всей России. И такие цифры – вовсе не из области фантастики: известно, что в переговорах со своими партнерами «Евросеть» всегда ставит весьма жесткие условия. Еще полгода назад стало известно, что у туроператоров их интересовал безвизовый, массовый и недорогой турпродукт при большой комиссии, составляющей не менее 15%. При таких условиях «Евросеть» сможет продавать туристам туры со скидкой за счет свой повышенной комиссии, что привлечет к ней еще больше клиентов.
При этом некоторые эксперты считают, что от нового игрока, прежде всего, пострадают сетевые турагентства, ведь независимым турагентствам легче удержать своего клиента индивидуальным подходом, которого практически нет в сетевых структурах. Впрочем, у «сетевиков» своя точка зрения и они видят проигравшими в конкурентной борьбе именно независимые агентства. «Те турфирмы, кто занимается программами повышения лояльности своих клиентов, скорее всего не пострадают. А это – прежде всего сетевые компании. К тому же на них играет сила бренда. От нового игрока, скорее всего, пострадают маленькие, недавно организовавшиеся независимые турфирмы и различные интернет-сервисы, работающие по принципам интернет-магазина с доставкой туров», - считает Сергей Казаков, директор по маркетингу управляющей компании сети «Горячие туры».
При этом представители туриндустрии по-разному оценивают начинание «Евросети». Если часть из них считает этот ход грамотным, то другая предрекает проекту неудачу. Аргументы первых сводятся к тому, что при продаже лишь безвизовых и массовых турпродуктов, типа Египта или Турции, персоналу сети потребуются только минимальные знания о туризме и хорошая on-line система. Фактически офисы «Евросети» могут стать терминалами по приему денег за поточный турпродукт.
Согласно другой точки зрения, идея продавать туры в офисах мобильной связи обречена на провал. «По нашим данным не более 5% клиентов, приходящих в турфирму, не нуждаются в квалифицированной консультации. Остальным однозначно нужна помощь в подборе туров. Это касается и массовых на
«С идеологией полноценного турагентства»
Вчера ближе к вечеру удалось получить комментарии и некоторые подробности о принципах работы туристического бизнеса «Евросети», а также об условиях её сотрудничества с туроператорами у её новых партнерах по турбизнесу – у компаний «Tez-Tour» и «Капитал-Тур».
Так, Владимир Каганер, гендиректор компании «Tez-Tour», был краток и сообщил лишь следующее: «Программа еще не запущена. Это произойдет через несколько дней. На каждом из направлений у нас есть отели моментального подтверждения. Их и будет в основном продавать «Евросеть». Вообще, этот проект – пробный шаг, но мы надеемся, что опыт «Евросети» поможет реализовать эту идею».
Дополнительные подробности по работе новой сети прояснила в эксклюзивном интервью корреспонденту Инна Бельтюкова, гендиректор компании «Капитал-Тур». «Для нас такой ретейлор очень удобен: эта сеть имеет широчайший охват и при этом – централизованную систему оплаты и бронирования. Поэтому, когда со стороны «Евросети» нам было сделано предложение о сотрудничестве, мы, конечно, не смогли от него отказаться. Однако никакого эксклюзива мы им не предоставляли, их условия сотрудничества сопоставимы с условиями, которые имеют другие крупные туристические сети». По мнению собеседника, «конек» «Евросети» - их технологичность и шаговая доступность офисов продаж для клиентов. Однако замыкаться только лишь на приеме денег за туры выбранных туроператоров в «Евросети» не намерены. «Они не хотят делать акцент только на оплате, хотя это и основа проекта. Они пытаются задействовать классические функции турагентства», - сообщила собеседник. Для этого в «Евросети» активно задействовали свой знаменитый учебный центр. «Месяц назад мы провели там первые семинары с их сотрудниками, и уже есть результаты по бронированиям. Хотя выводы делать еще рано, надо подождать хотя бы месяц», - пояснила Инна Бельтюкова. Изначально предполагалось, что турист может выбрать любой тур, в том числе и в визовую страну, на сайтах «Капитала» и «ТEZа», а затем просто оплатить его в «Евросети». При этом с технической точки зрения создать туристический раздел с поиском туров на собственном сайте для «Евросети» не проблема – оба туроператора уже давно предоставляют своим партнерам соответствующие программные модули. Однако теперь специально обученные менеджеры «Евросети» смогут в салоне компании помочь туристам выбрать нужный тур и забронировать его у туроператора. Т.е. сеть приблизиться к классическому турагентству.
Впрочем, часть экспертов сомневаются в успехе проекта с идеологией полноценного турагентства. «Почему в этом проекте не участвует компания «Натали-турс»? Потому что, во-первых, нас вполне удовлетворяет наша агентская сеть, которая работает весьма квалифицированно. А во-вторых, потому что мы сомневаемся, что при таком количестве офисов «Евросети» они смогут найти достаточное количество грамотных специалистов по туризму», - считает Татьяна Чувилкина, замдиректора компании «Натали-турс». По мнению Андрея Агафонова, гендиректора сети «МГП», «у «Евросети» уже был неудачный опыт продажи авиабилетов, а продавать туры намного сложнее, ведь они хуже поддаются стандартизации, поэтому полноценное будущее такого проекта под вопросом».
НАША СПРАВКА: «Евросеть» - крупнейшая компания, работающая на рынке сотового ритейла и ведущий дилер крупнейших операторов связи. Основными направлениями деятельности компании являются осуществление розничной торговли сотовыми телефонами, цифровыми фотоаппаратами, телефонами DECT, аксессуарами и подключение к операторам связи. С марта 2007 в Поволжье действует виртуальный оператор сотовой связи «Евросеть». В апреле был запущен проект по продаже авиабилетов первого российского авиадискаунтера – «Скай-Экспресс» (см. ленту новостей от 23.04.07). В настоящее время компания представлена более 5200 магазинами, расположенными в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литве, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Армении и Азербайджане.