Повлияет ли на туррынок покупка «Аэрофлотом» госпакета акций «Alitalia»?
Вчера достоянием гласности стала заявка «Аэрофлота» на приобретение госпакет акций итальянского нацперевозчика «Alitalia». Тендер на эти акции в размере 30.1% из имеющегося в распоряжении минэкономики Италии пакета в 49.9% был объявлен еще в феврале. Однако «Аэрофлот» присоединился к нему лишь на днях.
Оставляя за скобками цели, которые толкнули российскую авиакомпанию на участие в таком тендере, мы попытались выяснить у экспертов итальянского направления возможные последствия такой покупки для туристического рынка России. Как оказалось, общее мнение склоняется к тому, что такая сделка окажет на него минимальное влияние. Тем не менее, в оценках деталей эксперты разошлись.
Так, как сообщила корреспонденту Любовь Чистякова, исполнительный директор компании «Мондо-турс», «в последнее время «Alitalia» предлагает туроператорам заметно более низкие и выгодные тарифы на перевозку в Италию, чем «Аэрофлот». Например, разница между тарифами перевозчиков достигает 100 евро». Из-за такой ценовой политики туроператорам стало выгоднее отправлять своих туристов через «Alitalia» и на рейсы этого перевозчика фактически переориентировался почти весь турпоток, отправляемый на «регулярке». Прежде всего, это туристы, туры которых начинаются в Риме, Венеции и Милане. Поэтому, по мнению эксперта, в случае покупки «Аэрофлотом» акций итальянцев, ситуация на итальянском туристическом направлении будет зависеть от политики этой компании по отношению к туроператорам в вопросе ценообразования авиатарифов.
По мнению же Татьяны Коршуновой, вице-президента компании «Ланта-тур вояж», такая покупка, если и окажет влияние на туррынок, но минимальное. «Такие пертурбации регулярных перевозчиков для туррынка не так важны. Дело в том, что весь основной российский турпоток в Италию доставляется чартерными рейсами, особенно в летний сезон, поэтому влияние на него регулярных перевозчиков минимально», - пояснила эксперт.
С этим мнением согласна и Евгения Конколь, президент компании «Спектрум»: «вряд ли такая покупка, если она вообще состоится, повлияет на туррынок. В любом случае, политика авиакомпании «Alitalia» будет основываться на экономических соображениях, а не на желаниях его совладельца в лице «Аэрофлота». Поэтому спецтарифы, которые дает «Alitalia» туррынку останутся до тех пор, пока в них у авиакомпании будет экономическая необходимость, несмотря на продажу части своих акций возможному конкуренту». При этом, по оценке эксперта, перевозка «Alitalia» занимает существенное место на российском туристическом рынке: летом компания выполняет порядка 40 еженедельных рейсов Италия-Россия-Италия, что сопоставимо с количеством чартеров, а доля туристов на рейсах этой авиакомпании составляет 30-40% от общего её пассажиропотока. «Впрочем, такой объем турпотока в известной степени искусственен: он до тех пор большой, пока у перевозчика действуют спецтарифы», - подчеркнула Евгения Конколь.
У «Сибири» может родиться чартерная «дочка»
Вчера в прессу просочилась информация о планах авиакомпании «Сибирь» (S7) создать дочернюю авиакомпанию, специализирующуюся на чартерных перевозках. Впрочем, по информации экспертов, обсуждение перспективы разделения бизнеса «Сибири» на чартерный и регулярный в самой авиакомпании начали еще несколько месяцев назад.
По информации нашего источника, в данный момент компания прорабатывает варианты построения воздушного парка своего будущего игрока на чартерном рынке. Кстати, его возможное название – «S7 Charter». Так вот, здесь возможны варианты: либо новая структура получит часть парка от самой «Сибири», либо для неё будут куплены новые лайнеры. Как подтвердил пресс-секретарь авиакомпании Илья Новохатский, «для чартерного перевозчика либо передадут часть парка головной компании, либо возьмут в лизинг новые лайнеры». По некоторым данным авиакомпания готова выделить своей «дочке» весь свой парк лайнеров А-310, который насчитывает семь машин. Также весьма вероятен перевод в чартерную компанию самолетов Ил-86, которых у «Сибири» насчитывается девять, но ресурс которых уже не раз продлевался и в очередной раз должен закончится через год-два.
Стоит заметить, что «Сибирь» играет важную роль на туристическом чартерном рынке России. Так, по данным самой компании, чартерные перевозки занимают 19% от её общего пассажиропотока, что составило в 2006 году 950 тыс туристов. Это третье место после «Атлант-Союза» (более миллиона пассажиров) и «ВИМ-авиа» (980 тыс). Тем не менее, на туристический бизнес, по мнению экспертов, выделение чартерного направления «Сибири» в отдельное предприятие, никак не повлияет. «Раньше работали с чартерным отделом «Сибири», будем работать с ним же, но как с отдельным юридическим лицом. Это ничего не изменит», - считает Алексей Молоканов, гендиректор авиаброкерской компании «RCC». Тем не менее, некоторые изменения могут все же произойти, если для чартерного перевозчика владельцы закажут новые самолеты. При грамотном их выборе это может дать преимущества заказчикам рейсов на таких самолетах как по стоимости чартерных программ, так и по их привлекательности в глазах потенциальных туристов.
НАША СПРАВКА: Авиакомпания «Сибирь» была создана в 1992 году. В данный момент занимает второе место после «Аэрофлота» среди российских авиакомпаний по объемам перевозок пассажиров. Флот компании включает: 7 самолетов А310-200/300, шесть - А319-100, два – Boeing-737-400, десять – Boeing-737-500, девять - Ил-86, и двадцать восемь - Ту-154М. 63,26% акций компании принадлежит первому замгендиректора «Сибири» Наталье Филевой, государство владеет 25.5% акций.