Ответный удар
Вчера Федеральная аэронавигационная (Росаэронавигация) служба обвинила 15 авиакомпаний стран - членов ЕС в нарушениях правил полетов над Россией, стали известны некоторые из нарушителей. Среди них такие известные имена, как «British Airways», «Germanwings» и «Iberia». Остальные имена пока не разглашаются. Как заявил пресс-секретарь Росаэронавигации Андрей Прянишников, российская сторона «не хочет подрывать их репутацию», пока вопрос об их статусе еще находится в стадии обсуждения.
В письме Росаэронавигации сообщалось, что всего в Московской воздушной зоне с 1 июня 2006г. по 17 февраля 2007г. зафиксировано 18 случаев несанкционированных пересечений заданных высот полета этими перевозчиками и пять случаев вхождения в запретные зоны. Так, например, письме говорится, что самолеты «Iberia» дважды уклонялись в запретную зону и один раз ошибочно заняли высоту 2700 м вместо указанной диспетчером 3700 м, «в результате чего произошло опасное сближение со встречным ТУ-154. Лайнер «British Airways» при обходе грозы уклонился в запретную зону, а «Germanwings» при обходе засветок занял высоту 2280 м вместо 2100 м». При этом сообщается, что тем европейским авиакомпаниям, которые не исправят недостатки, чиновники могут запретить летать в Россию.
Вполне возможно, что такие меры Росаэронавигации стали ответом на недавний запрет девяти российским авиакомпаниям совершать полеты в страны ЕС. Среди них значатся авиакомпании «Аэро Рент» (Москва), «Татарстан» (Казань), «Атлант-Союз» (Москва), «Авиакон Цитотранс» (Екатеринбург), «Центр-Авиа» (Москва), «Газпромавиа» (Москва), «Русское небо» (Москва) и «ЮТэйр» (Тюмень).
Впрочем, эксперты уверены, что до реального запрета на полеты иностранных перевозчиков, особенно крупных, которые играют заметную роль на туристическом рынке России, дело не дойдет. Так, по информации Левона Багдасарова, гендиректора компании «L-tour», «авиакомпания «Iberia» очень скрупулезно подходит к обеспечению безопасности своих полетов. И хотя основной российский турпоток в Испанию приходится на российские чартеры и регулярные рейсы, «Iberia» уже запланировала с мая удвоение своих ежедневных рейсов из Мадрида в Домодедово». Такое же недоумение заявление Росаэронавигации вызвало и у Юлии Фетисовой, гендиректора компании «Консол»: «разные туроператоры предпочитают на немецком направлении разных перевозчиков в качестве своих партнеров. И хотя для нас «Germanwings» не является основным партнером, безусловно, если такие запреты вступят в силу, они вызовут международный скандал. Поэтому я не верю, что до них реально дойдет дело».
«Интурист» встаёт на собственное крыло
Возможно, в скором времени «Интурист» станет первым из российских туроператоров, который обзаведется собственной авиакомпанией. Как не раз заявляли представители АФК «Система», которая владеет 72% акций «Интуриста», собственник намерен сформировать на базе туроператора вертикально интегрированный туристический холдинг, который будет включать в себя несколько дивизионов-подразделений: гостиничный бизнес, туроперирование, розничные продажи и даже авиаперевозку (см. ленту новостей от 06.03.07 о переговорах по покупке туроператором авиакомпании «ВИМ-авиа»). На днях желание войти в авиабизнес подтвердилось: как сообщило издание «РБК daily», компания хотела бы создать собственное подразделение – «Транспортные услуги», которое в том числе будет заниматься авиаперевозками.
Чтобы эти планы стали реальностью, структуры, подконтрольные «Системе», пытаются договориться с концерном «Airbus» о покупке для «Интуриста» семи новых самолетов А-321. Впрочем, подробности предполагаемой сделки в самом «Интуристе» комментировать отказались. «Мы не подтверждаем, но и не опровергаем эту информацию, – сообщила корреспонденту Юлия Крылова, пресс-секретарь туркомпании, - когда будут конкретные факты, тогда будут и комментарии».
Любопытно, что выбор типа самолета для нового перевозчика, несмотря на большую топливную эффективность А-321 в сравнении с его конкурентом Boeing-757, не совсем очевиден экспертам рынка. Так, по мнению Алексея Молоканова, гендиректора авиаброкерской компании «Russian Charter Center», «А-321 бывает разной компоновки. Если приобретается компоновка на 240 кресел – то у новой авиакомпании получится одна рентабельность, а если на 160 – совершенно другая. Естественно, что приобретать выгоднее всего более вместительные модели».
Тем не менее, несмотря на то, найдет ли информация о создании «Интуристом» собственной авиакомпании свое подтверждение в реальных сделках или нет, сам проект по созданию интегрированного туристического холдинга заслуживает внимания. По мнению Алексея Каширского, директора туркомпании «Нева», рано или поздно все крупные туркомпании придут к такой необходимости, «иначе они просто не выживут на рынке из-за низкой рентабельности туроператорского бизнеса». Как считает эксперт, туроператорская деятельность в своем чистом виде сейчас «ведет в некуда». Для дальнейшего развития туристического бизнеса, и это мировая тенденция, должно быть соответствующее окружение, которое «включает в себя сети по продаже турпродукта, дочерние принимающие компании, собственную отельную базу и транспортные компании», - добавил Алексей Каширский.