Почему продают «Бентур»?
Стоит отметить, что по общему мнению опрошенных корреспондентом экспертов, причина закрытия туроператорского бизнеса турецкого строительного холдинга «MNG», частью которого является «Бентур», стало разочарование собственника в самом этом виде бизнеса. Очевидно, что катализатором такого решения стал крайне неудачный для всего турецкого направления сезон 2006 года.
По некоторой информации, часть европейских офисов «Бентура» (по крайней мере, в Австрии и Франции) была выкуплена менеджментом этих компаний, а часть были просто закрыты. Решение о выкупе части офисов косвенно говорит об их устойчивом финансовом положении. Что касается московского «Бентура», который якобы отдают «даром» за оплату долгов, то в упрек его прежнему руководству многие эксперты ставят неграмотную бизнес-политику: стремясь любой ценой сделать объем, компания была вынуждена ввязываться в ценовые игры на понижение, имела неоправданно большие затраты на рекламу (вспомним огромное количество рекламных билбордов по всей Москве на протяжении многих сезонов, несоизмеримое с объемами компании), в довершении ко всему туроператор фактически работал по принципу моносезонности, каждый год сворачивая на зиму свою деятельность. В итоге не удивительно, что собственник, раскрутив на рынке совой основной актив – отели «WOW», от неприбыльного туроператорского бизнеса решил избавиться.
«Практически все турецкие компании в России работают не для получения прибыли от туроператорского бизнеса, а для загрузки отелей материнской компании, где и сосредоточен их центр прибыли», - считает Геннадий Косарев, гендиректор «Фреш-тревел». «Это общемировая тенденция: рентабельность туроператорского бизнеса сейчас стремится к нулю, поэтому компании стремятся зарабатывать на предоставлении сервиса в сопутствующих областях – в своих отелях, на транспортных услугах, на экскурсиях и т.п. Еще лет 10 назад такая модель нам показалась бы дикой, ведь тогда рентабельность туроператорской деятельности в России была достаточно высокой, а сейчас по общемировой схеме начинают работать все большее количество российских компаний», - сказал Алексей Каширский, замдиректора компании «Нева».
Любопытно, что в ноябре-декабре «Бентур» активно поддержал создание Ассоциации туроператоров России (АТОР), фактически вступив в её ряды. «Членство в АТОР позволяет любой туристической компании повысить свою привлекательность для инвесторов и свою капитализацию. Ведь такое членство гарантирует надежность компании перед потребителями услуг», - считает вице-президент АТОРа Владимир Канторович. Впрочем, по его информации, членам АТОРа «Бентур» себя не предлагал.
Воспользуются ли туроператоры российской «low-cost» перевозкой?
На прошлой неделе открыла счет своим перевозкам первая в России «low-cost» авиакомпания «Sky Express». Первым её рейсом стал перелет по маршруту Москва-Сочи. Хотя в планах авиакомпании стоят рейсы и в ряд других российских городов, интерес для туристического рынка представляет именно сочинская перевозка.
Причем прежде всего - своей удивительно низкой стоимость билета в 500 рублей в одну сторону. Объясняется это рядом ограничений для потенциальных пассажиров. Так, по сравнению с другими авиакомпаниями существенно уменьшается вес и размер багажа, который разрешается бесплатно взять на борт. Не предусматривается также бесплатное питание во время перелета. Аэропортами для вылета и прилета предоставляется самое «неудобное» время - либо ранним утром, либо глубокой ночью. Ну и собственно сам билет «заполучить» не так уж просто. Оформить его можно только на сайте авиакомпании, перечислив деньги с помощью банковского перевода на реквизиты, указанные в подтверждении, либо кредитной картой. После прохождения платежей следует распечатать полученный «e-mail билет» и предъявить его в аэропорту на регистрации.
На сайте авиакомпании уже появились специальные предложения для корпоративных клиентов и, видимо, вскоре очередь дойдет и до туристических компаний. «Сотрудничество с туроператорами по авиабилетам возможно и желательно, - сообщил корреспонденту Виталий Коренюгин, PR-менеджер авиакомпании «Sky Express», - на презентации в Сочи мы специально, кроме прессы, приглашали и представителей сочинских турфирм». Бронировать билеты может любой человек на разные фамилии, в том числе и для больших групп, добавил собеседник.
Однако сами турфирмы не спешат начинать работу с новым дискаунтером. «Не надо обольщаться стоимостью билета в 500 рублей, это рекламная акция,- отметил Сергей Ромашкин, гендиректор туркомпании «Дельфин», - мы уже предварительно интересовались ценой на летний сезон, так вот она будет в районе 2500 рублей в оба конца». Впрочем, по информации эксперта, прошлым летом хорошей ценой считалась стоимость авиабилета из Москвы до Сочи и обратно в 5000 рублей. Поэтому предложение «Sky Express» интересное и оно найдет своего покупателя. Но для крупных московских туркомпаний рейсы дискаунтера погоды не сделают. «В Сочи еженедельно из Москвы в сезон отправляются 20-30 рейсов и у нас, например, ежедневно проходит более 1000 бронирований по Краснодарскому краю», - подчеркнул Сергей Ромашкин. Кроме того, по мнению эксперта, московский турист очень избалован, разница в 1-2 тысячи рублей его не смущает, он все больше предпочитает сам выбирать для перелета и аэропорт, и удобное время вылета. Только 15% туристов, купивших путевки, обращаются в туркомпании за помощью в организации перевозки, причем 75% из них предпочитает ж/д транспорт, считает эксперт.
«Внутренний туризм существенно отличается от выездного, - считает Светлана Дроздова, замдиректора туркомпании «Нева», - никто из туркомпаний не поднимает чартеры, предпочитая брать лишь небольшие блоки мест на регулярных рейсах. Мы стараемся работать по западному образцу и были единственными, кто прошлым летом поставил чартеры в Сочи и Анапу». Что касается возможности сотрудничества со «Sky Express», то безусловно, цена играет роль, отметила Светлана Дроздова. «Экономная перевозка позволяет минимизировать стоимость турпакета и, как вариант, мы готовы рассмотреть предложения авиаперевозчика», - сообщила собеседник.