2007 год: электронный авиабилет в России до сих пор под вопросом
Продолжается борьба между государственными структурами за судьбу электронных авиабилетов. Полярные позиции заняли Министерство транспорта РФ, направившее в декабре на регистрацию в Минюст приказ об их введении с 2007 года, и бюджетный комитет Государственной Думы, отклонившей законопроект, предусматривающий внесение в связи с этим соответствующих поправок в различные Кодексы.
Руководствуясь рекомендациями IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), которая предписала всем авиакомпаниям к декабрю 2007 года полностью перейти на электронное оформление пассажирских авиаперевозок, Минтранс отмечает, что внедрение электронных авиабилетов, распространяемых через Интернет, позволит авиакомпаниям существенно сократить численность персонала и накладные расходы. В идеале новый продукт выглядит так: пассажир бронирует авиабилет на сайте перевозчика, оплачивает его кредитной карточкой, распечатывает на обычном принтере «карточку» билета, где указываются полетные данные, данные пассажира и номер билета, и приезжает в аэропорт с паспортом. А на стойке регистрации его регистрируют по паспорту согласно электронной базе данных.
«После регистрации в Минюсте нашего приказа, им уже можно будет руководствоваться в работе, - сообщили корреспонденту в пресс-службе Минтранса, - а от Госдумы требуется лишь внести соответствующие поправки в налоговый, воздушный, гражданский и арбитражно-процессуальный кодексы». При этом, пока поправки не приняты, Минтранс предлагает авиакомпаниям взять на себя риски по возможным претензиям со стороны партнеров или клиентов из-за несовершенства закона. Самый банальный пример таких несостыковок – это неоплата электронных билетов бухгалтериями корпоративных клиентов.
Однако перевозчики не желают рисковать такими клиентами и брать на себя риски государства. В авиакомпаниях считают, что надо полностью подвести законодательную базу под новый продукт, и полумерами здесь не обойтись. «Технологии все есть, мы готовы хоть с завтрашнего дня перейти на систему выписки электронных билетов, - отметил Илья Новохатский – пресс-секретарь авиакомпании «Сибирь», - другое дело, что не готово общество и законодательная база». По мнению эксперта, большая часть пассажиров на регулярных рейсах отчитывается о своих поездках перед организациями, и их бухгалтерии вместо привычного билета электронный, который выглядит как распечатка бумаги на простом принтере с информацией о рейсе, принимать не будут. «А если и примет, то не будет иметь транспортных льгот. Естественно, есть и другие нюансы», - добавил эксперт.
Что касается туркомпаний, то те из них, кто пользуются услугами иностранных авиаперевозчиков, уже давно берут «на вооружение» опыт передовых технологий. Например, туроператор «Данко» (компания-лидер рейтинга «Ударник Туристического Труда» сезона «Лето-2006» по Италии) подписал контракт с итальянской авиакомпанией «Wind Jet». «Эта авиакомпания не выписывает привычных нам бланков авиабилетов, а к использованию предлагает только электронный билет, - отметила генеральный менеджер компании Екатерина Мозгунова, - он представляет собой распечатанный бланк на формате А-4 со всеми полетными данными и данными пассажира». Любопытно, что в практике туроператора был случай, когда туристы были введены в заблуждение видом электронного авиабилета и не зарегистрировались на свой рейс. «Зная свой рейс, найти нужную стойку регистрации в аэропорту несложно. А уже на ней туристу всегда подскажут всю дальнейшую процедуру оформления полета», - считает Екатерина Мозгунова. «Ничего сложного здесь нет, просто для туристов электронные авиабилеты еще непривычны», - подчеркнула эксперт.
Как изменит турпоток в Крым новый налог с туристов?
В 2007 году туристам, приехавшим в Крым, возможно, придется заплатить курортный сбор, в два раза превышающий прежний, то есть не 5, а 10 гривен. С предложением увеличить рекреационный сбор выступили крымские чиновники. Решением Верховного Совета Крыма такое предложение было отклонено. Однако попытки его увеличить, похоже, будут предприняты вновь...
Так, как передают крымские информагентства, по словам начальника отдела курортов Минкурортов и туризма Крыма, в министерстве рассматривался новый проект налогового кодекса Украины, в котором отражены поправки, регламентирующие суммы курортных сборов и процедура их взимания. «Минкурортов просил внести изменения в декрет Кабинета министров 1993 года об увеличении ставки курортного сбора и исключить категорию льготников», - сообщила чиновник. По ее словам, в 2007 году этот местный налог станет легальным после того, как новое постановление налогового кодекса будет утверждено правительством Украины. «Мы надеемся, что прибыль от сбора останется в крымском бюджете, а его размер составит не 5, а 10 гривен», - подчеркнула чиновник.
По прогнозам экспертов, опрошенных корреспондентом, увеличение поборов не улучшит туринфраструктуры курорта: аналогичная картина произошла в 2005 году, когда крымские депутаты приняли решение оставить прибыль от «поборов с отдыхающих» в местных бюджетах для наведения порядка в курортных населенных пунктах. В тоже время, увеличение «поборов», скорее всего, не скажется и на российском турпотоке на этот полуостров. «Туристам придется заплатить лишь незначительную сумму на въезде, что никак не ударит по карману курортников» - считает Татьяна Румянцева, руководитель российского департамента компании «Роза ветров» (компания-лидер рейтинга «Ударник Туристического Труда» сезона «Лето-2006» по России). По мнению эксперта, на фоне постоянной инфляции, когда турпакеты дорожают по всем направлениям, на спросе в Крым новый налог не отразится.