Доминикана: пул против пула
Высокий спрос на турпакеты и хорошая глубина продаж по Доминикане вынуждают туроператоров направления по ходу сезона вносить коррективы в свои полетные программы. По сравнению с прошлым годом объем авиаперевозки в Пунта-Кану в этом сезоне будет значительно увеличен. Однако главная интрига сезона заключается в том, что монополия пула туроператоров, держащих прямой рейс на Доминикану, была после долгих попыток все же сломлена конкурентами.
Прежде всего, стоит обратить внимание на повышенный спрос в этом сезоне на экзотику. Так, туркомпаниям «Бюро Южный крест», «Путешествуй», «Тез тур» и «Капитал тур» - заказчикам прямого воздушного перелета из Москвы в Доминикану, уже стало недостаточно одного борта авиакомпании «Трансаэро» Boeing-747 «Jumbo» на 468 мест. С 4-го января в Пунта-Кану пойдет еще один «Jumbo» той же авиакомпании. Пока заявлена короткая цепочка до 7-го февраля с частотой вылетов раз в 11/12 дней. «Участники «доминиканского пула» сознательно выбрали самую вместительную машину, - сообщила корреспонденту Илона Кузьмина, гендиректор группы компаний «Путешествуй», - хотя была возможность ограничиться более компактным лайнером, например Boeing-767». По информации эксперта, начальные два рейса первой цепочки, стартовавшей в октябре, загрузились полностью еще задолго до вылета, и ближайший рейс в Доминикану, на который в свободной продаже есть турпакеты - только 26-го ноября. «А если говорить о новогоднем заезде, то места в нем закрылись уже давно», - подчеркнула Илона Кузьмина.
«Если высокий спрос на доминиканские туры сохранится, то мы продлим полеты второй цепочки на «Jumbo» и после 7-го февраля», - отметил Андрей Кузнецов, гендиректор туркомпании «Бюро Южный крест». Эксперт выразил удовлетворение тем, что с этого сезона прекратилась порочная, по его мнению, практика продажи участниками пула билетов отдельно от турпакетов. Более того, теперь такой пункт о запрете торговли билетами даже есть в контрактах всех его участников. При этом планируется, что в случае низкого спроса участники пула будут либо снижать общую стоимость турпакетов, либо менять тип борта на меньший, либо продавать билеты, но только внутри пула.
Учитывая такую позицию держателей чартера, остальные участники рынка, активно продающие Доминикану – прежде всего это «UTE-Megapolus», «ITC» и «VKO Travel», объявили в октябре о решении поднять в Пунта-Кану начиная с ноября собственный рейс с частотой раз в 10/11 дней на самолетах Boeing-767 «Аэрофлота». Однако, на прошлой неделе стало окончательно ясно, что в ближайшее время такой цепочки не будет. По неофициальной информации нацперевозчик просто отказал новому пулу в выделении нужного лайнера.
По этой причине вышеозначенные компании будут отправлять российских путешественников к берегам Карибского моря на инокомпаниях «AirFrance», «Lufthansa» и «KLM» с соответствующими пересадками. Тем не менее, несмотря на большую стоимость таких турпакетов и большую длительность перелета, активный спрос есть и на такие туры. Более того, «уже сейчас невозможно купить билеты на «франзуцов» в новогодние вылеты, - сообщила Елена Сапилова, руководитель отдела туркомпании «UTE Megapolus grup».
Однако первую, хоть и маленькую победу новый пул все же одержал: «На пиковые даты в Доминикану пойдет наш собственный борт, - сообщила Елена Сапилова, - в пятницу был подписан договор с авиакомпанией «МЧС» о чартере с 30-го декабря по 9-ое января, рейс будет выполняться на Ил-62М в компоновке в 168 мест». По информации эксперта, в туркомпании, учитывая огромный интерес на рынке к Доминикане, готовы загрузить борт собственными силами, но «скорей всего мы предложим блоки мест нашим коллегам по направлению».
Хитрости перевозчиков: по новому спецкурсу
Несмотря на поднятый в последнее время в СМИ ажиотаж о подорожании с 1 декабря авиаперевозки «Аэрофлота» на 10-20% в связи с переходом тарифов с доллара на евро, опрошенные корреспондентом эксперты прогнозируют неизменность цен. По крайне мере, на первое время.
Впрочем, о неизбежном росте стоимости авиабилетов можно все-таки не сомневаться. Однако делать это авиакомпании будут лишь постепенно, давая привыкнуть пассажирам к новой номинации их стоимости. Дело в том, что ценники на авиабилеты после введения евро перепишут так, чтобы реально оплачиваемая пассажиром сумма практически бы не изменилась. «Для конечного потребителя никаких существенных изменений в стоимости авиабилета не произойдет. Как он платил в рублях, так и будет, рублевая стоимость не изменится. Если клиент платил, например 3400 рублей за билет, то какая ему разница, какой это эквивалент в валюте - 100 евро или 120 долларов. Это больше технический момент для тарификаторов по согласованию курсов валют», - считает Алексей Ревенков, замдиректора по развитию агентской сети «Туринфо РФР».
Более того, как оказалось, «Аэрофлот» уже с 1 ноября ввел евро для своего тарифа SATA (специальный тариф для студентов и преподавателей). «Думаю, что нацперевозчик хотел заранее обкатать общий переход на евро на одном из своих тарифов, чтобы посмотреть реакцию рынка. Однако изменений по объемам продаж в этом тарифе после такого перехода мы не почувствовали», - заметил Игорь Голубев, гендиректор «Туринфо РФР». По мнению эксперта, новая валюта позволит перевозчикам гибче применять ценовую политику, ведь клиентам психологически приятнее видеть на билете, например 300 евро, чем 350 долларов. При этом сам курс можно будет безболезненно для объемов постепенно повышать и дальше.
Напомним, что в России курс валюты, указываемой в билете, вовсе не равен её реальному значению, устанавливаемому Центробанком. Это скорее условная единица, которая устанавливается ежемесячно по специальной формуле: среднеарифметический курс доллара и евро плюс 5%, округленный вверх до 50 центов. Сейчас курс такой условной единицы, пока еще называемой долларом, составляет 32.5 руб для агентов «Аэрофлота» и 33.5 руб – для собственных авиакасс перевозчика.
Любопытно, что таких «спецкурсов» больше нигде в мире нет – везде клиенты платят по реальному курсу национальной валюты. А так как все перевозчики, работающие в России, включая иностранцев, придерживаются именно этого завышенного курса, то вполне можно говорить о сговоре авиакомпаний, зарабатывающих дополнительные деньги на такой схеме. Между прочим, наличие спецкурса в России породило и большой подпольный рынок по «перетаскиванию авиабилетов» из одной страны в другую. Поясним: часто из-за завышенного курса купить билет Москва-заграница-Москва намного выгоднее именно заграницей. В итоге многие агенты находят пути выписки таких билетов за рубежом – маржа покрывает все расходы и даёт неплохую прибыль. Поэтому некоторые эксперты, пожелавшие сохранить анонимность, считают, что переход на евро позволит «Аэрофлоту» частично справится с данной проблемой. Т.к. спецкурс в России будет более приближен к курсу евро, а в билетах перевозчика по всему миру стоимость также будет публиковаться в евро, то реальная разница между стоимостью билетов внутри России и за рубежом будет стремиться к нулю.