Средние стоимости зарубежного и внутрироссийского отдыха почти сравнялись
Статистика выездов россиян за границу составляет шесть с половиной миллионов турпоездок, сообщил глава Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский.
В тоже время потенциал роста российского туризма, как внутреннего, так и выездного – огромный. «Реально совершать туристические поездки за границу себе позволяют лишь один, от силы полтора миллиона человек, т.е. - не более одного процента от всего населения страны. Но т.к. многие из них ездят по несколько раз в год, то число туров и исчисляется цифрой 6.5 млн.
Любопытно, что по данным Ростуризма, средняя стоимость путевки по России составляет в этом сезоне 19 тыс. рублей на человека (ок. $700). А доходы туротрасли от внутреннего туризма оцениваются в 16.5 миллиарда долларов. При этом эксперты оценивали среднюю стоимость зарубежных путевок в прошлом году в размере 600 евро. Учитывая, что в этом году она без сомнения поднялась, можно сделать вывод, что средняя стоимость отдыха в России и на зарубежных курортах сравнимы. А вот качество, к сожалению, нет...
Россия сократит количество китайских гастарбайтеров, приезжающих под видом туристов
Ростуризм поставил перед китайской стороной вопрос о пересмотре российско-китайского соглашения о безвизовом обмене. Если раньше китайские и российские группы могли безвизово путешествовать до 30 дней, то сейчас предполагается сократить этот срок вдвое.
«Проблема в том, что в Россию под видом туристов приезжают китайские рабочие, причем работают они у нас вахтовым методом по 30 суток», - заявил Владимир Стржалковский. По его мнению, 15 дней – вполне оптимальный срок для туристической поездки. Причем, предполагается не только сократить максимальный срок пребывания безвизовых туристов, но и ввести минимальный – одни сутки, дабы исключить из туризма челночный бизнес. «Я уже провел переговоры с китайскими коллегами. Они взяли тайм-аут. Однако точки понимания мы нашли и, думаю, до ноября вопрос будет улажен. В противном случае будет поставлен вопрос о денонсации этого договора, что нам бы не хотелось», - добавил глава Ростуризма.
«Лук-туром» займется МВД
Как сообщил Владимир Стржалковский, два дня назад он завизировал письмо-обращение Ростуризма в МВД РФ на имя Рашида Нургалиева с просьбой разобраться и принять меры к туроператору «Лук-тур».
Напомним, что по данным Ростуризма, компании было отказано в лицензии и она работает незаконно. Впрочем, в самом «Луке» утверждают, что они лишь используют марку «Лук-тур», при этом осуществляя свою деятельность от имени компании «Турко», которая лицензией располагает. Любопытно, что после скандала с «Лукойлом» (см. новость от 04.05.06), туроператор официально объяснил происхождение своей марки. Оказывается, компания была названа в честь горячего источника Луктур, который действительно имеет место быть и находится в Восточной Сибири, в районе Байкало-Амурской магистрали, о чем нас и информирует сайт туроператора.
Ценообразование в российском туризме: зыбкая грань между демпингом и рентабельностью
Дальнейшее продолжение получила ситуация вокруг письма турфирмы «Тюменьзарубежтур», которая направила его от имени региональных туроператоров Сургута в Ростуризм, а также в профильные комитеты Госдумы и ТПП РФ. Напомним, что в письме компания «Нева» обвиняется в демпинге по Анталии и попытке захвата сургутского рынка.
Так, во время недавно прошедшей пресс-конференции глава Ростуризма Владимир Стржалковский прокомментировал данное обвинение достаточно лаконично: «В России свободный рынок и если компания не нарушает действующие законы, никто запретить ей работать не может. Если же кто-то считает, что она действует вне правового поля, то он волен обратиться в суд». Таким образом, глава Ростуризма дал понять, что его ведомство заниматься данной претензией не планирует.
При этом сама турфирма «Нева» отвергает обвинения в демпинге в свой адрес, однако поднятие самой проблемы демпинга на рынке только приветствует. «Наше вхождение на туристический рынок Сургута действительно выглядело как его демпинговый захват, однако в действительности в убыток мы не работаем, хотя и устанавливаем для нового для себя рынка самую минимальную норму прибыли», - сообщил корреспонденту Алексей Каширский, директор компании «Нева». Собеседник привел выкладку экономики данного рейса: «Мы летаем на Ту-204 против Ту-154 наших конкурентов. Новый лайнер съедает за час полета вместо 6 тон керосина лишь 3.5. Средняя стоимость топлива сейчас составляет $700-750 за тонну, а лететь в Анталию из Сургута ок. 6 часов. Т.е. уже набежала экономия в $10-12 тыс на рейс только за полет в одну сторону. Учтите разную емкость машин: вместо 150 туристов за один рейс мы везем сразу 190. Вот вам реальная экономия примерно в $150 за одно кресло. А если еще учесть, что турецкие партнеры по инерции давали сургутским компаниям, как региональным, завышенные цены на отели - по нашим данным примерно на $20 в сутки на человека, то не стоит удивляться нашим «демпинговым» ценам по сравнению с местными».
Любопытно, что по мнению Алексея Каширского, с тем или иным противодействием местного рынка сталкивается почти любая приходящая на него «чужая» компания. «Например, в Мурманске в этом сезоне мы также чувствовали некоторое сопротивление, но местные компании быстрее приспособились к новой ситуации и оценили удобство работы по новым рейсам». В тоже время «Ланта-тур вояж» в этом сезоне столкнулась с другой проблемой: «Когда мы поставили прямой рейс Уфа-Варна, то обнаружили, что стали «жертвой» демпинговой войны на местном рынке между турецкими компаниями. «Анекс», «ТЕЗ» и «Пегас» настолько опустили цены на Турцию, что она оттянула на себя весь остальной спрос на рынке. По моим сведениям, с той же проблемой в Уфе столкнулись «Музенидис» и «Натали», - сообщила Татьяна Коршунова, вице-президент «Ланта-тур».
Однако письмо из Сургута не оставило равнодушным туробщественность. «Многие директора туроператорских компаний в Москве восприняли его как некий знак, что стоит попробовать потребовать от властей начать борьбу с реальным демпингом, который практикуется почти всеми турецкими компаниями и реально подрывает рынок», - сообщил Алексей Каширский.
НАША СПРАВКА (из БСЭ): Демпинг (англ. dumping, буквально - сбрасывание, от dump - сбрасывать) - продажа товаров монополиями, фирмами, не связанными с производством, или правительственными организациями на внешних рынках по бросовым ценам, т. е. по ценам ниже издержек производства. Экономическая природа и механизм Д. глубоко вскрыты в работах В. И. Ленина. Указывая на свойственную картелям и финансовому капиталу систему «вывоза по бросовым ценам», Ленин характеризует её следующим образом: «... Внутри страны картель продает свои продукты по монопольной - высокой цене, а за границу сбывает втридешева, - чтобы подорвать конкурента, чтобы расширять до максимума свое производство и т.д.» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 27, с. 412).