Таиланд постепенно оправляется от цунами.
Туристическая отрасль страны постепенно восстанавливается после трагедии. Власти Таиланда разработали подробную программу не только восстановления поврежденных курортов и инфраструктуры, но и создания новых курортных комплексов, а также программу широкомасштабной рекламной и PR кампании в мире для привлечения туристов в Таиланд.
Так, правительство Таиланда заявило о том, что выделяет около $1 млрд. на кампанию по туристическому продвижению своей страны. А на недавней пресс-конференции посла Таиланда в Москве г-на Сораюта Промпота были озвучены следующие цифры: до 26 декабря на Пхукете действовало 560 гостиниц, из которых в той или иной степени пострадали 137; на Краби закрыты 52 гостиницы из 337, в Панг Нга - 94 из 134. По словам посла, ущерб нанесен только отелям, при этом дороги, мосты, коммуникационные и электрические сети и аэропорт не повреждены. Не пострадало и большинство коралловых рифов, в том числе всемирно известные районы дайвинга близ островов Симилан и Ришелье Рок. На Пхукете, Пхи-Пхи, Краби, Транге, Ранонге и Сатуне завершены поисково-спасательные работы, продолжаются они лишь в провинции Панг Нга, где имеются значительные разрушения. В настоящее время во всех пострадавших районах проводятся мероприятия по уборке территории. Уже приведены в порядок большинство пляжей, за исключением провинции Панг Нга.
Более того, на месте старого Патонга планируется создать новый образцовый курорт – «город-сад», который станет примером в дальнейшем развитии туристической инфраструктуры в Таиланде. Предполагается, что первоначально на Патонге будет создана развитая система городского транспорта, проложены велосипедные дорожки, отведено много мест для парковки автомобилей. Правительство уже выделило на восстановление инфраструктуры острова 400 млн. долларов.
При этом, уже сейчас, не дожидаясь окончания ремонта отелей и поврежденной инфраструктуры, правительство Таиланда начинает небывалую по масштабу пропагандистскую кампанию с немалым рекламным бюджетом. Тайцы планируют участвовать во всех европейских туристических выставках и форумах, а также проводить мощные PR акции. Так, в марте власти Таиланда планируют развернуть масштабную маркетинговую компанию на международной туристкой выставке ITB в Берлине, а также на MITT в Москве.
Похоже, российские туроператоры поверили в усилия тайского правительства и потихоньку планируют восстанавливать свои программы на Пхукет. Первой ласточкой, видимо, стала компания «TEZ TOUR», заявившая о возобновлении с 30 января своих программ на остров, хотя и без восстановления чартерной цепочки. Надо ожидать, что в скором времени подтянутся и остальные игроки рынка.
Детские турпотоки на перепутье. В какую страну они устремяться?
География детского и молодежного отдыха за рубежом расширяется и вширь и вглубь. И если раньше пределом мечтаний у многих была Болгария, то теперь туроператоры предлагают детские и молодежные центры в Турции, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, Италии, Греции, на Кипре и Мальте.
В портфеле почти каждого «детского» туроператора появились и новинки сезона. Новый молодежный центр отдыха в Болгарии предлагает «Турбазар». Впервые представил туррынку специализированные языковые лагеря на Кипре и школы виндсерфинга на озерах Польши «Солвекс». «Просто огромной популярностью пользуется новый детский лагерь на базе 5-ти звездочного отеля в Турции», - сообщил корреспонденту Валерий Катков, президент туркомпании «Ост Вест».
Как особенность этого сезона многие туроператоры отмечают раннее начало продаж детских туров. «По сравнению с прошлым годом спрос на детский отдых резко увеличился, продажи идут, начиная с апреля, - сообщила Ксения Казакова, руководитель департамента детских и молодежных программ туркомпании «Турбазар», - даже нет необходимости в рекламе этого турпродукта». «Объемы продаж по зарубежному детскому отдыху мы увеличили на 15%, - отметила Галина Скворцова, начальник отдела детских программ туркомпании «Солвекс», - причем большим спросом пользуется Болгария, там более высокое качество предоставляемых услуг и самые экономичные цены в детских лагерях». Эксперт добавила, что «стоимость двухнедельного отдыха с перевозкой обойдется родителям в 380 евро. Такой привлекательной цены мы достигаем за счет высоких объемов и наличия своих мест на самолетах».
А вот в туркомпании «Ост Вест» лидером продаж считают Турцию. «Хорошо продается и Венгрия, - подчеркнул Валерий Катков, - а вот Болгария потеряла часть своих туристов, перейдя на евро и повысив цены, стоимость отдыха там сейчас сопоставима с турецким». Это подтверждают и в туркомпании «Турбазар». «Стоимость детского, минимум 2-х недельного, отдыха в Турции начинается от 660 долларов, а в Болгарии от 400 евро, - отметила Ксения Казакова, - кроме них, повышенный интерес проявляют туристы к Словакии».
Все эксперты отмечают падение спроса на отечественные детские лагеря отдыха и молодежные центры. «Если сейчас потоки распределяются 50 на 50, то при наличии у всех заграничных паспортов, преимущество было бы на стороне зарубежных курортов, цены практически сравнялись», - сообщила Ксения Казакова. «Существенно подняли цены подмосковные детские лагеря отдыха, а по черноморскому побережью Кавказа они вообще неоправданно высоки, на 20-25% выше прошлогоднего уровня, - отметил Валерий Катков, - поэтому те, у кого есть заграничный паспорт, выбирают «иностранцев», а у кого нет – едут в Крым».