Отделение Черногории на российский турпоток не повлияет
Возможно уже в этом сезоне наши туристы поедут на отдых в новое самостоятельное европейское государство – Черногорию. По мнению экспертов, фактически формальное отделение Черногории от Сербии никак не отразится на туристическом потоке и туристической инфраструктуре этого курортного района. И несколько лет назад отдых на восточной Адриатике ассоциировался лишь с пляжами Хорватии и Черногории.
И именно туда ежегодно поднимаются российские туристические чартеры. И если на территории Хорватии несколько аэропортов, то в карликовой Черногории (население 650 тысяч человек) на прием туристов работает только аэропорт Тиват. Именно туда в начале этого года были запланированы две чартерные цепочки из России авиакомпаний «КрасЭйр» и «Сибири», стартовавшие одновременно 29 апреля, с еженедельной частотой вылетов по субботам.
Первые результаты обеих программ принесли их организаторам обнадеживающие итоги. «Первые вылеты на Тиват прошли со 100% загрузкой, почти закончились билеты на 3 июня, для безвизовой страны это хорошие показатели, - сообщил корреспонденту Андрей Заболотных, замгендиректора компании «Ascent Travel». «Отметить можно и хорошую глубину продаж, есть заявки на все даты вплоть до 16 сентября, но больше всего бронирований - на июль и август», - добавил эксперт.
По сравнению с прошлым годом увеличились и объемы авиаперевозки. «Из-за нехватки кресел мы дополнительно поставили по субботам самолеты «Пермских авиалиний» и «Газпром авиа» на Ту-154, в дополнение к нашей чартерной программе на «КрасЭйр», - сообщил нашему корреспонденту Александр Давтян, руководитель Черногории туркомпании «Пакс», - более того, с 27 мая стартует чартер на Тиват авиакомпании «Атлант-Союз» на Ил-86». Повышенный интерес к Черногории отмечают и в туркомпании «Параисоль». «Наши прогнозы и ожидания пока оправдываются, направление не «горит», - сообщила Анна Божевольная, руководитель черногорского направления, - однако майские заезды грузились более активно, чем последующие, и есть уже заявки и на август».
Касаясь отельной базы, стоит отметить, что черногорское побережье это сплошная цепочка отелей, лишь перемежающаяся естественными преградами и постепенно редеющая к югу, причем из 270 км. пляжей – 117 км. песчано-галечные или песчаные. Андрей Заболотных добавил, что «в Черногории ежегодно расширяется отельная база: реконструируются старые и вводятся в строй новые гостиницы, в этом сезоне мы значительно увеличили количество гарантированных мест». Из интересных тенденций Анна Божевольная отметила, что «все больше туристов бронируют виллы в Черногории, нежели отели». А вот Александр Давтян считает, что «спрос на все категории отелей от самых дешевых до самых дорогих, примерно одинаковый».
Пропавший туроператор лишен лицензии
Проданная Ириной Ходаковой в конце марта туроператорская компания «ФрансТурс+» была на днях лишена своей туроператорской и турагентской лицензии.
Так, вчера на сайте «Ростуризма» появился приказ № 73 от 15 мая за подписью Владимира Стржалковского, в котором говорится: «В связи с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий приказываю: приостановить на 6 месяцев действие лицензий, выданных ООО «Франс Турс +».
Связаться с новым руководством компании не удалось: сайт компании (http://www.francetours.ru/) не работает, а телефоны отключены. Из конфиденциальных бесед с бывшими сотрудниками компании удалось лишь выяснить, что «ФрансТурс+» уже достаточно давно имела долги. По некоторым предположениям, именно за долги она и была продана. Тем не менее собеседники не смогли прокомментировать логику новых хозяев компании: приобрести фирму, чтобы сразу же со скандалом закрыть её - решение непонятное...
Эксперимент с голоданием в воздухе закончен. Повторят ли его еще?
На днях завершил свое существование удивительный эксперимент по перевозке голодных туристов на остров Кипр. С сайта туроператора «Библио глобус» исчезла информация о том, что рейсы а/к «ВИМ-авиа» с перелетом на Ларнаку обслуживаются без питания на борту.
«Уже в прошедшее воскресенье туристы, вылетевшие на Кипр были обеспечены горячим питанием, - сообщил корреспонденту Александр Туголуков, гендиректор туркомпании, - и вряд ли до конца сезона мы вернемся к этому эксперименту». Как пояснил собеседник: «на такие меры в условиях жесткой конкуренции компания пошла с целью минимизировать финансовые потери в низкий сезон. Но в тоже время туристам было предоставлено право выбора - лететь на отдых без питания, сэкономив $15, или же воспользоваться перелетом авиакомпании с «традиционными» услугами».
Однако, многие специалисты туристического бизнеса скептически отнеслись как к озвученной стоимости питания, так и к эксперименту в целом. «Средняя стоимость питания при перелете в Грецию составляет не более 8 евро в оба конца для эконом-класса, и порядка 20-22 евро для бизнес-класса, - сообщил Андрей Кузнецов, гендиректор туркомпании «Южный крест», - и отношение к эксперименту у нас отрицательное. Почти 90% наших туристов выбирают для отдыха 4-х и 5-ти звездочные отели, и в договорах с авиакомпаниями мы, наоборот, просим расширить ассортимент питания». «А при дальних перелетах, например в Китай или Таиланд, когда туристу надо дважды за время полета предоставить горячее питание, его стоимость составляет порядка $16 в один конец», - добавил эксперт.
Впрочем, однозначных правил при составлении договора с авиакомпанией на чартерную программу нет. «Обычно обговаривается только стоимость полета, в которую, помимо питания, входит множество составляющих, - сообщил корреспонденту Абел Яралов, замдиректора туркомпании «Трис-Т», - и чем больше запланировано рейсов, тем меньше стоимость полета». В такую же сумму порядка $4-6 долларов на авиабилет при закупке оптом оценивают стоимость питания и в туркомпании «Бентур». «Но мы не ориентируемся на самые дешевые предложения, и напротив, стараемся, чтобы на наших рейсах питание было более качественным, - говорит Первиз Махмудов, директор отдела маркетинга, - ведь впечатления от отдыха туристы получают уже в самолете». «Даже со спиртными напитками и орешками питание в экономе обходится дешевле, чем 16 дол. Я хочу слетать рейсом, где дают питание на 16 долларов», - заметила Галина Горшкова, начальник чартерного отдела компании «Капитал-тур».
Одним словом, как театр начинается с вешалки, так и отдых начинается с перелета на курорт. С экспериментами по отмене питания, с ограничением багажа до 6 кг на человека, с чем уже сталкивалась туристическая общественность в Екатеринбурге, можно дойти и до практики некоторых авиакомпаний США, которые взвешивают толстых пассажиров и берут оплату за перевес «живого веса». По единодушному мнению экспертов, сытый и слегка пьяный турист всегда лучше голодного, уставшего от перелета и злого туриста, который всегда ищет предлог для претензий...