Болгария: будет много перевозки и мало наземки
До старта большинства болгарских программ этого лета осталось всего около двух недель. Как пройдет этот сезон - покажет время, однако уже сейчас ясно, что «воздух» окажется в переизбытке, а «наземка» - в дефиците.
Действительно, большинство игроков направления планируют увеличить свои объемы на 20-30% от прошлогодних, при том, что реальный рост туррынка в целом составляет не более 10% в год, а для Болгарии – немногим больше. Так, по информации Владимира Димитрова, представителя болгарского управления по туризму в Москве, в 2005 году число русских туристов в Болгарии увеличилось на 17%. Всего в стране отдохнуло почти 5 млн. иностранных туристов. Первое место заняли туристы из Германии, затем идет Великобритания, а Россия со своими 175 тысячами туристов на 6 месте. В этом году болгарское управление по туризму ожидает роста русского турпотока на 20%.
Планы же туроператоров достаточно амбициозные. Например, по информации Алевтины Лущековой, руководителя отдела Болгарии компании «Солвекс», туроператор увеличивает объемы авиаперевозки лишь на 15% (вместо 5 бортов у компании будет 6), но планирует на 25% увеличить «наземное» обслуживание за счет уменьшения продажи а/б. Первый чартер у компании пойдет 28 апреля на Варну (вылеты «Сибирью» по пон). Далее - продолжение чартерной цепочки с 29 мая 3 раза в неделю на Варну и Бургас.
«Эрцог» планирует увеличить свои объёмы в 1.5 раза. Пожалуй, это саамы громкие планы на это лето. «Мы в майских заездах не участвуем, наш чартер стартует 29 мая на авиакомпании «Атлант- Союз» на Варну. Цепочка продлится до 25 сентября. Будем увеличивать количество кресел с 19 июня, а затем с 10 июля», - заявил нашему корреспонденту Александр Широков, директор офиса «Эрцог» на Петровке.
«Сами мы увеличиваем объемы на 20-25%», - сообщила Елена Андриевская, руководитель отдела Болгарии компании «ICS Travel group». Чартерная цепочка компании поднимется с 29 мая с авиакомпанией «Атлант-Союз» из Внуково на Ил-86. Летать «ICS» планирует еженедельно в Бургас и дважды в неделю в Варну. Программы по Бургасу заканчиваются 11 сентября, а по Варне 2 октября.
Единственная компания, которая планирует оставить свой объем на уровне прошлогоднего – «Балкан Экспресс». Как заявил Алексей Маркелов, замдиректора туроператора: «мы сохранили прошлогодние объемы авиаперевозки. Летать будем с авиакомпанией «Трансаэро» по понедельникам на самом крупном Боинге-747 «Джумбо» с 01 мая по 25 сентября, а также с авиакомпанией «ВИМ-авиа» с 19 июня по 18 сентября. Эти наши рейсы полетят и в Варну, и в Бургас».
Не стоит забывать и про нового амбициозного игрока направления – компанию «Капитал тур», в которую из «ICS» перешел достаточно известный на рынке специалист по Болгарии - Дмитрий Черепов. Так что подводя итог, переизбытка предложения в этом году, вероятно, не избежать. «Если все заявленные рейсы полетят – то будет избыток авиаперевозки. Но пока еще идет процесс подписания договоров, возможно, какие-то борта будут сняты», - считает Елена Андриевская. Такой прогноз вероятен, несмотря на то, что, как считает Александр Широков: «болгарский рынок очень динамичный, в зависимости от спроса можно будет поставить дополнительный борт, или снять лишний: туроператоры по Болгарии находятся в контакте друг с другом». «Этот год будет очень серьезно отличаться от прошлого. Западный рынок вернулся в Болгарию – это стало ясно сразу после «ITB»: пришли и немцы, и англичане, и скандинавы. Поэтому из российских туроператоров на болгарском рынке удержатся лишь те, кто имеет достаточное количество коммитментов в отелях», - заметила Ирина Петрова, гендиректор компании «Солвекс».
«Воздушные мили» могут привести к банкротству.
Мировому авиабизнесу грозит новая напасть, способная окончательно обанкротить авиакомпании. На руках у пассажиров скопилось столько неизрасходованных «воздушных миль», что авиакомпании больше не смогут их обеспечивать без большого ущерба для себя. По подсчетам журнала «Экономист», к концу 2004 года в мире накопилось 14 триллионов этих самых «воздушных миль» общей стоимостью 700 миллиардов долларов. Более чем 130 авиалиний предлагают эти мили своим пассажирам. Сегодня более 120 миллионов человек во всем мире пользуются теми или иными схемами, связанными с налетанными милями. Ежегодно авиакомпании, имеющие такие схемы, предоставляют 14 миллионов бесплатных, а точнее, оплаченных этими «воздушными милями» авиабилетов. Рекорд накопленных миль - 23 миллиона. Понятно, что теперь, когда эти схемы получили большое распространение, авиакомпании хватаются за голову. Самые ушлые пассажиры научились обменивать свои мили на гостиничные номера, прокат автомобиля, оплату ресторанных счетов и даже морские круизы. Более того, в мире появляются консультационные компании, которые помогают людям как можно выгоднее использовать накопившиеся у них авиа-мили.
Наша справка: «воздушные мили» - это так называемые программы лояльности авиакомпаний и близких им структур (например, магазинов duty free, прокатных контор, некоторых цепочек отелей), разработанные для авиапассажиров. В самом общем случае, часто летающему пассажиру начисляется определенное кол-во баллов за каждую милю, проведенную им в воздухе. В дальнейшем, эти баллы пассажир может обменять на авиабилеты или другие услуги. Считается, что такие бонусные программы позволяют достаточно сильно привязать клиента к компании.