Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
На правах рекламы:
• Септик тверь подробный разбор септика тверь.
• Haval Москва - haval официальный дилер 2024.
Арктический опыт | Северо-Западный Проход | Перемена планов |
Руаль Амундсен... почти девяносто лет назад 14 декабря 1911г он победоносно стоял на Южном Полюсе. Этот норвежец достиг цели, которая была мечтою многих людей. Впервые в истории человечества, людские голоса нарушили вечную тишину самой южной точки земли...
Амундсен родился в 1872г в местечке Борге, недалеко от города Сарпсборг, на юго-востоке Норвегии. С самого детства он поставил себе цель - стать полярным исследователем. Никакие сомнения не могли поколебать его решения. Он зачитывал до дыр всю литературу, какую только мог отыскать по полярным исследованиям, особенно книги о злополучной экспедиции британского исследователя сэра Джона Франклина, который на кораблях "Эребус" и "Террор" отправился на поиски Северо-Западного Прохода в 1845г, не вернувшись обратно. Подобно Фритьофу Нансену, он посвятил много времени тренировкам и развитию своего тела, чтобы быть приспособленным к тем опасным приключениям, которых он так хотел. Тем не менее, он был прилежным сыном, а потому по предложению матери поступил на медицинский факультет. В возрасте 21 года, когда родители Амундсена умирают, он продает свои медицинские книги, убирает с глаз долой череп, который изучал, и объявляет о своем намерении стать полярным исследователем.
АРКТИЧЕСКИЙ
ОПЫТ Из
усердного чтения литературы о
полярных приключениях, Амундсен
понял, что общим недостатком
исследователей, а часто и причиной
неудач было отсутствие у ученых
мастерства судовождения. Со
свойственным ему основательным
подходом, Амундсен решил научиться
этому. В 1894г он уходит в море на
борту зверобойного судна.
Тремя годами позже Руаля Амундсена
назначается первым помощником
капитана судна "Belgica", на
котором, ученые, возглавляемые
полярным путешественником
Адрианом де Герлаче де Гомери,
должны были отправиться в полярную
экспедицию. Целью мероприятия было
изучение берега Антарктики, но
экспедиция чуть было не
закончилась трагедией, когда
корабль по неопытности
руководителя был скован льдом
около острова Петра I. Прошло долгих
13 месяцев, прежде чем "Belgica"
окончательно освободилась из
ледяного плена, и вышла в открытую
воду. Все это время было
исключительно трудным для экипажа
судна. Фактически все участники
похода заболели цингой, и
инициативу в свои руки взял Руаль
Амундсен. Он быстро осознал
ситуацию и вместе с командой
занялся ловлей тюленей и пингвинов,
изготовляя из их кожи теплую
одежду. Под командованием
Амундсена "Belgica" находилась до
самого конца, когда в марте 1899г им
не удалось покинуть малоизвестный
материк. Вот таким, случайным
образом был установлен
своеобразный рекорд - зимовка в
Антарктике.
Управлять судном Амундсен уже умел,
а потому начал обдумывать свою
собственную арктическую
экспедицию, в поисках
Северо-Западного прохода через
Северо-Американский континент, -
пути который искали многие. Он ясно
осознавал, что должная финансовая
поддержка ему может быть оказана,
лишь в случае если его экспедиция
будет преследовать научные цели. По
мнению Амундсена, северо-магнитный
полюс Земли вполне для этого
подходил. Поэтому Амундсен едет в
Гамбург изучать земной магнетизм.
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ
ПРОХОД
Для своего
мероприятия Руаль Амундсен выбрал
корабль "Йоа" ("Gjoa"). В июне
1903 "Gjoa" покинул Кристианию.
Амундсен пересек Атлантический
Океан, обогнул западную часть
Гренландии, вошел в море Баффина, а
далее в пролив Ланкастера. Здесь
началось медленное движение
вперед, через лабиринт островов
канадского побережья. Плавучие
льдины, сильные ветры, туман и
мелководье постоянно угрожали
судну, но к концу лета экспедиция
нашла естественную гавань на
острове Короля Вильяма.
Преимуществом местонахождения
объекта экспедиции, служила
близость северо-магнитного полюса.
Это давало шанс произвести очень
точные научные наблюдения. В
течение двух лет Амундсен с
компаньонами оставался в гавани,
которую они назвали "Gjoahavn". Там
они построили наблюдательные
пункты, оборудовав их точными
измерительными приборами.
Результаты их изучений дали
большую работу многим ученым еще на
20 лет вперед. Амундсен перенял у
эскимосов управление собачьими
упряжками. Он тщательно изучил
одежду, пищу, быт эскимосов,
сохраняя все это в своей цепкой
памяти.
В августе 1905г научная работа
закончилась и "Gjoa" продолжила
свой западный путь через туманы и
льды. Путь, по которому проходило
судно, был настолько мелководен,
что однажды расстояние между килем
и дном составляло не более одного (!)
дюйма. Амундсен с командой
осознавал, что скоро они будут
плыть по водам, известным
мореплавателям Аляски! Через три
месяца напряжения и томительного
ожидания экспедиция обнаружила на
горизонте корабль, отплывший из
Сан-Франциско. "Gjoa" стало
первым судном, проделавшим этот
чрезвычайно опасный вояж. Но вскоре
после этого оно вмерзло в лед, где
оставалось всю зиму.
Стремясь сообщить миру о
достижении экспедиции, Амундсен
вместе с американским компаньоном,
в октябре отправляется в 500-мильное
путешествие в Игл-Сити на Аляску,
где находилось ближайшее
телеграфное соединение с внешним
миром. Этот нелегкий путь он
проделал на собачьих упряжках, и,
перевалив через горы почти
3-километровой высоты, 5 декабря
добрался до города, откуда
возвестил миру о своем подвиге.
ПЕРЕМЕНА ПЛАНОВ Теперь, признанный миром исследователь Амундсен, был занят проведением лекций и сбором средств на самый дерзкий полярный проект - покорение Северного Полюса. Его имя, ставшее известным далеко за пределами Норвегии, быстро помогло Амундсену привлечь необходимый капитал. План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в лед. Необходимое для этого судно, уже было построено. Амундсен завязал отношения с Фритьофом Нансеном и попросил его предоставить для мероприятия "Фрам", на котором Нансен с командой провели 3 года 1893-1896, дрейфуя со льдом к Северному Полюсу. У Нансена были свои собственные планы по отношению к Северному полюсу, но щедрость его была такова, что он согласился. Но планы Амундсена были разрушены когда, в апреле 1909 пришло известие о том, что американец Роберт Пеари достиг Северного Полюса. Амундсен мгновенно меняет цель своей экспедиции. Приготовления продолжаются, но место назначения меняется на Южный Полюс. В то время всем было известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовился к своей второй попытке открыть Южный Полюс. Амундсен, ведомый своими амбициями быть первым, решил попасть туда раньше его. Однако, цель предстоящей экспедиции, норвежский полярник тщательно скрывал. Об этом не было известно даже норвежскому правительству, так как Амундсен опасался, что ему будет запрещено отправиться к Южному Полюсу. Такие условия диктовались тем, что Норвегия была сильно экономически, а главное политически зависима от Великобритании. Чтобы не спровоцировать политический кризис, норвежский Стортинг мог учинить препятствия для Амундсена. О том, что Руаль Амундсен также готовится совершить рывок к Южному Полюсу, мир узнал лишь, когда "Фрам" достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Эта телеграмма настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.
В январе 1911г,
"Фрам" бросил якорь в Китовой
бухте. Это место было тщательно
выбрано Амундсеном из-за своего
расположения, на 60 миль ближе к
Полюсу, чем база Скотта на мысе
Эванс. В течение февраля и марта
мужчины разместили семь складов по
маршруту, который предстояло
проделать. Чрезвычайно практичный,
Амундсен решил помечать путь
вяленой рыбой, которая могла
служить и пищей в случае
необходимости. 19 октября
экспедиция началась. Руаль
Амундсен, вместе с четырьмя
компаньонами, четырьмя санями, с
запряженными 13 собаками в каждые,
вышел из лагеря. Поначалу путь
казался удивительно легким.
Временами можно было даже стать на
полозья и спокойно ехать, за
собаками. Все разом переменилось,
когда они
достигли ледника с его бездонными
расщелинами и бесконечными
гребнями. Чтобы преодолеть эти
препятствия им пришлось проявить
максимум силы и храбрости. Но с этим
препятствием позади, пять человек
быстро приближались к финальной
точке маршрута. С томительным
нетерпением они подходили к Южному
Полюсу. Естественному волнению, что
Скотт мог опередить их,
противопоставлялась уверенность в
том, что такое быстрое продвижение
гарантирует им победу. И вот, 14
декабря, Полюс был достигнут.
Победа Амундсена в гонке к Южному
Полюсу, не удовлетворила его
желания быть первым. По своему
возвращению из Антарктики, он
немедленно начал готовиться к
новой экспедиции. Арктика была
по-прежнему первой любовью
Амундсена, и он нацелился на
исследование еще не известных
районов.
Исследователь хотел повторить
попытку Нансена достичь полюса,
дрейфуя вместе со льдом. Из-за
Первой Мировой Войны, план пришлось
отложить, но в июне 1918г экспедиция
покидает Норвегию. "Фрам" не
был в достаточно хорошем состоянии,
чтобы его использовать. Поэтому Руаль Амундсен
строит новый корабль - "Maud".
РАЗОЧАРОВАНИЕ НА "МОДЕ " Экспедиция на "Моде", загруженным инструментами для метеорологических исследований, изучения земного магнетизма, являлась на тот момент наиболее оснащенной из всех, которые когда-либо отправлялись в полярные исследования. Но проект приносил одно разочарование за другим. Направляясь в Арктику, "Мод" вмерз в береговой лед и стоял беспомощным в течение первых двух зим. Вскоре судно потребовало обширного ремонта, который был проведен в Сиэтле. Но в июне 1922г судно, продвинувшись на север, вновь застряло у острова Врангеля, на северо-востоке СССР. "Мод", вмороженный в лед, продвигался к континентальному шельфу северо-восточной Сибири. Там он оставался еще три года. Географические цели экспедиции были провалены, но собранные геофизические данные, были бесценны. Это послужило небольшим утешением для участников вояжа.
НА
КРЫЛЬЯ НАД ПОЛЮСОМ? Будучи полярным
исследователем, Амундсен проявлял
интерес к авиации, в той мере, в
какой это могло помочь в изучении
Арктики. Во время последней
экспедиции, "Мод" имел на борту
2 небольших самолета. Один
использовался для обзора
местности, другой (побольше) для
доставки грузов с Аляски. Оба
самолета довольно быстро
разбились, хотя их пилоты остались
живы.
Неудача "Мода" в достижении
его основной цели, вовсе не
вдохновляла на воздушное покорение
Полюса. Амундсен встретил с
небольшим интересом предложения о
сборе средств для последнего
приключения - стать первым
человеком, пролетевшим над
Северным Полюсом.
Прибыв в Нью-Йорк после неудачных
лекционных поездок, Амундсен был
встречен неизвестным ему прежде
Линкольном Элсворсом. К восторгу
норвежского исследователя, тот
предложил профинансировать
экспедицию на двух гидросамолетах,
в обмен на свое участие в ней. Амундсен подыскал
двух пилотов и механиков для обоих
самолетов, и 21 мая 1925г экспедиция
отправилась со Шпицбергена на
Аляску. Но следующим утром один из
баков самолета дал течь, с
двигателем другого также случились
неполадки. Оба самолета
приземлились на лед в 150 километрах
от Полюса. После осмотра
выяснилось, что только один из них
пригоден для полета. После того как
им удалось, используя лишь ручные
инструменты расчистить взлетную
полосу, пилот, Ялмар Риисер-Ларсен,
проявив искусство высшего пилотажа, сумел поднять самолет
в воздух, со всеми шестью
человеками на борту. Аэроплан был
перегружен, но на последних
остатках топлива долетел до одного
из островов Шпицбергена, откуда
участники неудавшегося полета
возвратились в Норвегию.
Вопреки ожиданиям, этот
неудавшийся подвиг Амундсена,
взбудоражил воображение людей по
всему миру. Амундсен вновь был
героем, и ему был оказан
восторженный прием по возвращению
в Осло. По словам норвежского
путешественника, это был самый
счастливый момент в его жизни.
ТРИУМФ
НА "НОРВЕГИИ" Убежденный в том, что
самолет не подходил пока для
трансполярных перелетов, Амундсен
думал о возможности перелета с
континента на континент на
дирижабле. В рекордно короткий
отрезок времени ему
посчастливилось найти необходимую
сумму денег для следующего
приключения. 11 мая 1926г неустанный
исследователь вылетел со
Шпицбергена на борту дирижабля
"Norge" (Норвегия). Вместе с ним
были Линкольн Элсворс, итальянец
Умберто Нобиле - конструктор и
капитан дирижабля, и блестящий
пилот (а в том полете штурман) Ялмар
Риисер-Ларсон. Кроме этого, с ними
была команда из 12 человек.
После полета, длившегося 16 часов,
ликующие люди сбросили на Северный
Полюс норвежский, американский и
итальянский флаги. 14 мая
"Норвегия" приземлилась на
Аляске. Участники перелета покрыли
5,456 километров за 72 часа, и стали
первыми людьми, перелетевшими из
Европы в Америку. Маршрут
"Норвегии" был проложен над
территориями, которые были раньше
неизвестны. Таким образом,
последние белые пятна на карте мира
были заполнены.
Реакция всего мира достигла новых
высот. В США и Японии прибавилось
особенно много поклонников
Амундсена. Единственное, что слегка
омрачало всеобщий восторг - раздор
между Амундсеном и Умберто Нобиле,
который не соглашался с критикой
норвежца по поводу качеств
дирижабля. Тем не менее, Руаль
Амундсен не колебался ни минуты,
когда в мае 1928г пришло известие о
крушении в Арктике нового
дирижабля Умберто - "Италии".
В июне, Амундсен вместе с пятью
членами экипажа французского
гидросамолета "Латам", вылетел
из норвежского города Тромсё на
поиски итальянского конструктора.
Через три часа "Латам"
потерпел крушение в Баренцевом
море.
В честь Руаля Амундсена названы
море, гора и научная станция
Амундсен-Скотт в Антарктике, а
также залив и котловина в Северном
Ледовитом океане.